Доходное место

Как собкор «СБ» искала себя в бизнесе
Как собкор «СБ» искала себя в бизнесе

Уже не первый год мой друг детства мается без постоянной работы. По своей — водительской — специальности устроиться никак не может: такого персонала сегодня хватает на любом предприятии. Грузчиком и сам уже не хочет. Труд тяжелый, а домой приносит копейки. Наконец я решила протянуть ему руку интеллектуальной помощи — разбудить в товарище спящую личную инициативу. «Да не могу я торговать на рынке. Там и без меня продавцов хватает», — заартачился друг детства. «Почему же торговать? Мы найдем тебе такую работу, у которой конкурентов не будет», — гнула я свою линию, обещая доказать это на собственном примере.

Сама себе... биржа труда

Поиск доходного места представлялся простым и понятным: выясняем, какими видами предпринимательской деятельности разрешено заниматься; узнаем, какие из них свободны от конкуренции; регистрируемся... и потекли к нам деньги если не рекой, то хотя бы ручейком на хлеб с маслом и красной икрой по праздникам. С наивным вопросом мы обратились в отдел предпринимательства комитета экономики Гомельского облисполкома:

— Может, сориентируете, чем сегодня выгодно заниматься и чтобы конкуренты под ногами не путались?

— Если бы ответ на этот вопрос был таким простым, то частное дело не считалось бы рискованным занятием, — удивились нашей непосредственности. — Нужно проводить маркетинговые исследования, и многие фирмы это делают за определенную плату. Такое начало заставило почесать затылки, что мгновенно дало результат: мы вспомнили о бирже труда, куда должны стекаться горемычные искатели работы. Вот где наверняка знают хотя бы, чем не стоит заниматься. В Гомельском региональном центре занятости нас встретили хорошо. Пожалуйста, на учет. Пожалуйста, 5 бюджетов прожиточного минимума для старта и все расходы для организации предпринимательского дела. «Чем бы это лучше заняться, чтобы не прогореть?» — принялись мы за старое.

«Самая высокая конкуренция в розничной торговле, насыщен рынок автоперевозок...» — подсказывали нам.

Не полегчало и не прояснилось. Пришлось двигать в фирму — за точечными маркетинговыми исследованиями. По самым скромным прикидкам серьезное изучение рынка обещало вылиться в 300 — 500 долларов. Ничего не оставалось, как жалко откланяться и поднапрячь собственную мозговую «мускулатуру»...

«Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности» мы нашли в отделе предпринимательства Гомельского горисполкома и слегка обалдели от обилия предложений. Но, перевернув десятки страниц — «от добычи руды» до «стрижки собак», — поняли: большинство ниш либо занято, либо нам не по силам. Удача сделала знак в разделе под кодом 93050 «Предоставление прочих индивидуальных услуг», с которыми, как нам казалось, конкуренты и рядом не стояли. Выбор пал на «деятельность астрологов и спиритов, экстрасенсов, гадалок» и «предоставление услуг чистильщиками обуви». Обзвонив все районные администрации областного центра, и вовсе успокоились: ни одного официально зарегистрированного предпринимателя — чистильщика обуви и гадалки — в городе нет!

Позолоти ручку — и будет с тебя

Гадалка — это, конечно, хорошо. Вот и в российских сериалах предсказательницы живут припеваючи. У кабинета отдела экономики администрации Железнодорожного района Гомеля очередь из таких же, как мы, прочно подпирала стены, ожидая приема. Работница отдела ничуть не удивилась нашему желанию ворожить:

— Хотите заняться гаданием? Будете первыми. Никаких справок, подтверждающих ваши способности, не требуется. Регистрация проводится на общих основаниях. Собираете документы, перечисляете на расчетный счет сумму, эквивалентную 6 евро, получаете свидетельство. Ежемесячный единый налог составит 40 евро.

— А кассовый аппарат и книга жалоб у нас должны быть? — хотелось знать мельчайшие подробности.

— Это вам объяснят в налоговой инспекции после того, как получите свидетельство.

До свидетельства дело не дошло, но в налоговой нам объяснили, что гадалки, спириты, маги и т.д. ничем от других предпринимателей не отличаются. Поэтому нужно действовать в рамках закона.

Конкурентских адресов набралось немного: три штуки. Шептуньи и ведуньи по телефону говорили исключительно с акцентом. «Цыганки», — смекнули мы и отправились изучать конкуренцию изнутри, а заодно разведать тарифы. Бабушка Маша с золотыми кольцами в ушах, пахнув нам сигаретным дымком в лица, предложила подержать руку над потертой зеленой книгой, после чего поведала про трудную дорогу, мелкие хлопоты и безуспешность начинания. Видимо, на конкуренцию намекала. За 15 минут разговора по душам мы выложили 10 тысяч рублей. Только чек нам бабушка не дала — кассового аппарата под рукой не оказалось (да и никогда не было). Так что предъявить ей претензии на качество услуг мы бы теперь точно не смогли.

Чищу ботинки до блеска

Нет, такая махровая и дерзкая конкуренция со стороны неплательщиков налогов нас не устраивала. Про запас оставался чистильщик обуви, которого мы видели только на «старорежимных» открытках. Так что сведениям районных администраций об отсутствии коллег по ремеслу можно было доверять.

Впрочем, и здесь не обошлось без терний. Один достойный конкурент все–таки дал о себе знать — городское обувное предприятие «Чабаток». Радовало, правда, то обстоятельство, что электрощеткой здесь чистят только кожаную обувь и только черным кремом. Уже потом в дирекции уточнили: машина предполагает и коричневый крем, просто он временно отсутствует. А ведь нам было на руку, что люди в белых, коричневых, красных и туфлях прочего цвета двигались в нашем направлении.

На дело — в наказание за инициативу — отправилась я, утешаясь тем, что актер Луи де Фюнес тоже начинал чистильщиком обуви. Напарник должен был фиксировать процесс, учиться уму–разуму и зазывать прохожих, не привлекая милицию и налоговую. К моменту встречи с клиентом я была вооружена до зубов щетками, кремами, скамеечкой и рекламным плакатом «Чищу обувь». Цену решила не задирать. Пусть на первых порах будет дешевле, чем у конкурента — «Чабатка» — на 50 рублей. В общем, 500 рэ. Уточню для налоговых органов: акция была бесплатной, денег я не брала, а лишь пугала клиента необходимостью платить. Кто не пугался — шел в зачет.

Грязные ботинки, сапоги, туфли мелькали перед моим носом, пока я сидела у афиши, чуть поодаль от входных дверей. Но клиент не шел. Клиент меня боялся!

— Товарищ, товарищ, ботиночки бы почистить. Недорого, — надежда уходила вместе с мелькающими пятками.

— Ну что вы, я же не буржуй, — парень даже смутился. — Сам почищу.

— Впрочем, стоило выйти из тени афиши на тротуар, как интерес к моей персоне явно возрос. Гость города, прибывший из Киева, с удовольствием подсунул свои боты. Надраив ему воском туфли (и брюки заодно), оставила клиента абсолютно довольным. Девушка в белых сапожках категорически отказалась от воска: «Трескается кожа. Вы кремчик другой подберите», — посоветовала, пообещав в другой раз воспользоваться услугой. Парень в стильных очках и пыльных туфлях, сам предприниматель, все меня поторапливал: «Спешу на свидание». Приятный молодой человек! Впрочем, попадались и откровенные зануды, ожидавшие увидеть новенькими свои растоптанные ботинки, и совершенные весельчаки, готовые платить за каждую туфлю по 500 рублей. За час вахты в моем списке фигурировали: 64 прохожих, «которые старались сбежать», 28 любопытных — «которым было интересно», и 5 реальных клиентов, «которым не было жалко денег на чистоту». Чтобы «отбить» налог — 40 евро в месяц — в день нужно «выловить» 12 человек, а в месяц 240 (это 480 ботинок!) — только на расчет с государством. Сверх того — личные деньги. Цифры показались грустными. Если бы уровень культуры был чуть повыше. А кремы, щеточки, воски — не такими дорогими. В общем, от официальной регистрации «отношений» мы пока воздержались.

Продолжение следует...

Мой товарищ не отчаялся. Он увлекся и решил вновь изучить классификатор видов экономической деятельности. Говорит, вдруг в погоне за экзотикой просмотрели дело всей его жизни? Например, работу дворецкого, садовника или составителя генеалогического древа.

Но если бы нам довелось выбирать между чистильщиком обуви и гадалкой, то наверняка предпочли бы ворожбу. Во–первых, клиентуры гораздо больше. Во–вторых, доход выше. В–третьих, минимум ответственности. Мы проверили: в областное общество защиты прав потребителей жалобы на гадалок никогда не поступали. Не объявлялись жалобщики и в областном управлении физической культуры, спорта и туризма, под чьим контролем находятся гадалки, отнесенные к сфере физкультурно–оздоровительной деятельности (!). В–третьих, ворожеям, даже не платив налоги, можно спать спокойно. Разве чистильщику обуви светит такое, когда он всегда на виду — в эпицентре снующих ботинок? Ведь никогда не знаешь, кто в них скрывается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter