Докажи, что ты — лучший!

О том, как пишутся резюме

О том, как пишутся резюме


«Аттестат — диплом — долгая и упорная работа с медленным вертикальным карьерным ростом» — примерно такую программу на жизнь составляли себе наши родители. Квалифицированный специалист менял тогда в среднем двух нанимателей. Нынешний работник — как минимум пять. И вовсе не факт, что это будет даже одна сфера деятельности.


Карьера больше не является чем–то стабильным и линейным: вчерашний кадровик уходит в рекламу, маркетолог тайно мечтает о работе с персоналом, звукорежиссер становится программистом, программист — директором... И все это происходит очень быстро. Потребности работодателя меняются, и тебя могут сократить вместе с должностью. Особенно сейчас, когда, по опросам кадровых интернет–ресурсов, увольнения коснулись уже почти половины отечественных компаний, еще 10% — задумываются об этом. Одним из основных инструментов при борьбе за хорошую работу является резюме. И, как показывает практика, 9 из 10 соискателей его составлять умеют из рук вон плохо. Поэтому предлагаю несколько важных рекомендаций.


Раскрась себя сам


Итак, чего мы прежде всего хотим от кадровика или вероятного руководителя? Наверное, чтобы он наше резюме просмотрел. Но он точно не готов уделять полтора часа прочтению вашей подробной биографии, начиная с младшей группы детского сада. Потому оптимальный размер — 1 страница. Максимум — 3. Что писать? Только правду, но подать ее нужно в наилучшем свете. Как? Прежде всего, грамотно. Опечатки бывают у всех, но это не то, что выгодно выделит вас на фоне других кандидатов, характеризуя как человека невнимательного. И, пожалуйста, пишите простыми, короткими, утвердительными фразами, преимущественно с глаголами совершенного вида: «делал, выполнял, продавал, готовил». «Высокому штилю» здесь не место. А вот оригинальность только приветствуется.


Например, Игорь Манн, один из наиболее известных в СНГ экспертов в области маркетинга, составил своему приятелю резюме в виде файла Excel. Там буквально несколько строчек о нем самом и два специальных поля: «введите сюда мою заработную плату» и — «посмотрите, на сколько увеличится оборот вашей компании». Тот отправил резюме в компанию, в которой хотел работать, и ему перезвонили через полчаса. Первый вопрос, который ему задал руководитель, был такой: «Сначала я ввел вам зарплату 2.000 долларов и увидел, что оборот моей компании упал на 40%, тогда я ввел 5.000 долларов и увидел, что оборот увеличился на 10%. Объясните мне, откуда появится этот рост?»


Что за чем


Шапка резюме содержит некоторую общую информацию:


фамилия, имя, отчество


контактный телефон


адрес электронной почты (если есть; лучше, чтобы он был)


Затем следует ряд фактов менее обязательного характера. Их указывают в зависимости от конкретной вакансии:


адрес прописки или проживания


дата рождения или возраст


имеются ли водительские права, личный автомобиль


ученая степень


семейное положение


наличие детей


отношение к командировкам


отношение к воинской службе


Затем нужно отдельным пунктом четко и ясно обозначить, на что именно вы претендуете. Перечислите интересующие вас должности или хотя бы сферы деятельности. Сюда могут входить и постоянная часть вознаграждения (конкретная минимальная сумма зарплаты), и система премирования («1,5% от валового дохода»), и социальный пакет («оплата сотовой связи, бензина»). Но учтите: лучше писать только те условия, которые для вас являются действительно обязательными. Например, окончание рабочего дня не позже N часов.


После этого обычно следует перечисление опыта работы в обратном порядке начиная с последнего: годы работы, должность, обязанности, достигнутые результаты.


Результаты — это то, что больше всего интересует нанимателя, особенно — количественные показатели: «сократил время простоя техники на 9%», «увеличил объем продаж в полтора раза», «улучшил среднее время выполнения работ на 2 часа». Можно даже позволить себе выделить их жирным шрифтом. Чуть ниже перечисляются: дипломы (можно указать средний балл, если он не меньше 4), курсы повышения квалификации, семинары, мастер–классы — все, что говорит о вашей компетенции.


Ну и, наконец, расскажите немного о себе:


что в работе вам удается лучше всего (ключевые навыки)


ваши главные достижения (можно даже не только профессиональные — главное, чтобы это характеризовало вас с лучшей стороны)


сферы ваших интересов


профессиональные награды, грамоты


хобби (если оно сообщает о вас что–то интересное)


мечта жизни (обязательно красивая, яркая и — реалистичная) и т.д.


И — финальный аккорд: список заслуживающих уважения лиц (с указанием должностей и контактных телефонов), у которых можно запросить на вас рекомендацию. Лучше подскажите нанимателю «удобных» для вас людей — иначе он может выйти на «неудобных».


Все — резюме готово. Теперь следует дать его почитать одному–двум специалистам из сходной сферы: что хорошо, что плохо, где непонятно, что вызывает сомнения. И, наконец, пару небольших, но очень важных советов о том, что с готовым резюме делать:


а) Если вы посылаете резюме по электронной почте — позаботьтесь, чтобы файл не потерялся среди сотен точно таких же. Назовите его хотя бы «resume_ваша фамилия», что ли. Кстати, лучше сохранять документ в формате RTF, а не DOC: иногда может оказаться, что у нанимателя используется версия текстового редактора, отличная от вашей, и он просто не сможет открыть файл. Это было бы очень обидной причиной для отказа — ведь верно?


б) Под каждую конкретную вакансию резюме переписывается заново едва ли не наполовину.


Зная эти немногочисленные правила (или, скорее, принципы), гораздо проще чувствовать себя почти на равных с нанимателем.


Алексей ШУКАЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter