Доехали до лидеров

У белорусов популярны автомобили российского производства

2012 ГОД стал первым, когда автомобилестроительные предприятия и автодилеры Беларуси и России работали в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства. Разница с прежними годами принципиальная.


Она прежде всего в том, что на территории Беларуси, России и Казахстана были введены единые и достаточно высокие пошлины на ввоз легковых автомобилей. Многие предрекали резкий взлет цен и падение рынка. Но правы оказались те, кто сделал ставку на развитие отечественного автопрома. В итоге прошлый год оказался рекордным для России по числу проданных легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков. По–своему результативным он был и для белорусского авторынка.


Один из главных результатов — резкий рывок в продаже машин Волжского автозавода. Так, «Приор» в Беларуси было продано более 1200. Следом идут «Нивы». Если к ним добавить «Самары» и набирающие популярность «Гранты» (их продано 220), то в сумме это составит примерно 40 процентов всех легковых авто, проданных в Беларуси. В индивидуальном, так сказать, зачете — бесспорное лидерство.


Но если учитывать проданные в Беларуси иномарки российской сборки, то картина не столь однозначна. Так, «Фольксваген Поло–седан» продано 856 штук — тоже один из рекордов года. По–прежнему в лидерах дуэт «Логан» и «Сандеро» фирмы «Рено» — в сумме их продано значительно больше тысячи.


Ненамного отстает и «Киа Рио». А на подходе бюджетная «Ниссан Алмера»...


К слову, удельный вес авто, завозимых из–за пределов Таможенного союза, значительно упал.


Эксперты обращают внимание и на другие особенности рынка легковых автомобилей в прошлом году. Если в России по–прежнему в ходу кроссоверы и седаны среднего класса, то в Беларуси акцент сместился на самые маленькие машины классов А и В. Одна из причин — высокие ставки по кредитам. В итоге количество легковых машин, проданных с привлечением банковских гарантий, сократилось вчетверо. Особенно сильно пришлось затянуть пояса простым автолюбителям. Их среди белорусских покупателей новых авто осталось менее половины. Хотя в прежние годы так называемые физические лица составляли три четверти покупателей. Сегодня типичный белорус посматривает в первую очередь в сторону автомобильного секонд–хенда. Опросы показывают, что так думают 80 процентов потенциальных автовладельцев. В России обратная пропорция.


Но не все так грустно. Как в Беларуси, так и в России растут продажи новых люксовых авто. В Минске в прошлом году на этот непростой сегмент рынка ворвался официальный поставщик крутых внедорожников «Ленд Ровер». Многие тогда спрашивали руководителей международного автомобильного холдинга «Атлант–М», работающего на рынках Беларуси, России и Украины: ну кто их купит за 100 тысяч долларов, а то и более?! Оказалось, покупают, и немало. В прошлом году белорусскими гражданами и фирмами приобретено 16 этих роскошных авто. Столько же, сколько, по статистике, и «Мерседесов». По московским меркам относительно немного. Выживать белорусским дилерам помогает сервис. Цены на ремонт и обслуживание у них пониже, чем в соседних странах. Поэтому в ремонтной зоне нередко можно увидеть машины с российскими номерами.

Белорусских автодилеров волнует, не слишком ли разойдутся условия деятельности в наших странах? Ведь Россия, вступая в ВТО, обязалась снизить ввозные пошлины на иномарки. В Беларуси речь о снижении пошлин пока не идет. Выше здесь и налог на добавленную стоимость. Тем не менее, пока удается удерживать в России и Беларуси примерно равные цены на такие же автомобили. Если же существенно изменятся условия ведения бизнеса, удерживать равенство цен станет проблематично. Однако пока и в России, и в Беларуси прогнозируется плавный прирост продаж легковых автомобилей.


bibikov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter