Добро и зло

Что такое собственность, откуда она берется и куда уходит? В честном ответе на эти вопросы — путь к исполнению Божией заповеди «Не укради».


Собственность — это то, что мы считаем своим, собственным. Однако наше обладание чем бы то ни было — явление временное. Финансовые кризисы, стихийные бедствия, наконец, наша смерть ставят окончательную точку в списке наших стяжаний, полностью обнуляя его. В контексте вечности мы приходим к мысли, что единственным собственником всего существующего является Бог. «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?» — задается вопросом святитель Василий Великий, учитель Христианской церкви IV века. Все, что принадлежит Богу, — хорошо. Очевидно, именно из такого понимания у наших предков родилось именование имущества «добром»: «Жить-поживать и добро наживать». «Добро» — это все то, что мы получили праведным путем: честно заработали, получили как искренний дар, унаследовали от родителей. Если продолжить называть вещи своими именами, то все, что мы получили неправедным путем (украли, присвоили, получили в качестве взятки), — это не что иное, как «зло».
Некоторые из наших соотечественников, признавая, что украсть у другого человека — это плохо, не считают предосудительным красть у своего работодателя — у государства или частной организации. Это ужасное заблуждение не только разрушает душу такого человека, но и препятствует развитию экономики, тормозит созидательное развитие нашего общества. Удивительный духовник второй половины ХХ века архимандрит Иоанн (Крестьянкин) резко обличал даже тех, кто ездил зайцем в общественном транспорте или «хитрил» с электросчетчиком, прямо называя это нарушением Божией заповеди «Не укради». Грешит тот, кто ворует у работодателя, грешит и тот, кто покупает украденное. Не предлагали ли вам сотрудники какого-либо предприятия продукцию «подешевле» за наличный расчет? Воруют у себя, страны, общества и те, кто, получая зарплату, не работает или работает плохо. Святитель Василий Великий считал вором и того, кто из своих доходов ничего не уделял на помощь нуждающимся. «Не уделять из своего имущества есть также похищение», — подчеркивал святитель Иоанн Златоуст. С другой стороны, грех, имея силы и здоровье, жить за счет добрых людей, изображая себя нищим или больным.

Как заработать на жизнь? Этот вопрос является предметом беспокойства и заботы для каждого из нас. Ответ на него дает нам Сам Господь — Собственник всех материальных благ на земле: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,31–33).

Итак, Господь призывает нас однозначно изменить жизненные приоритеты: во-первых — общение с Богом, поиск и желание праведности, исполнение заповедей Божиих. Все это должно занять первое место в нашем сознании и повседневной жизни, чтобы нашим главным вопросом к себе и другим был не «Сколько ты (я) зарабатываешь?», а «Как ты молишься, как ты любишь Бога и ближнего?» Когда зарабатывание духовных богатств станет для нас смыслом жизни, тогда вопросы земного «снабжения» (что есть, пить, надеть и т.д.) будут решаться гораздо проще.

К сожалению, игнорирование этого удивительного совета Бога человечеству приводит многих людей от излишней «заботы» о собственном пропитании и одевании к нарушению прямой заповеди Божией — к воровству. Человек, незаконно забирающий у другого человека, либо государства, либо организации, думает, что он «наживает добро». Но нет, он уничтожает свою жизнь «злом».

Протодиакон Павел Бубнов
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter