Писательница Наталья Игнатенко ловко находит путь к сердцу даже самого маленького читателя

До сих пор перечитываю Андерсена

Увлечься хорошей книгой несложно. Сложно сесть за нее, когда вокруг столько соблазнов в виде гаджетов и соцсетей. Писательница Наталья Игнатенко, чьи сказки и стихи любят и в нашей стране, и за ее пределами, ловко находит путь к сердцу даже самого маленького читателя. Творческие встречи она превращает в занимательные спектакли, в которых оживают персонажи ее произведений. Как вдохновить ребенка на чтение и как дети сами вдохновляют автора на творчество, беседуем с писателем по скайпу: я – из Минска, она – из Москвы, где живет сейчас с семьей.



– Наталья, вы пишете и для взрослых, и для детей. Для кого легче?

– Больше я пишу все-таки для детей. Но такие темы, как этикет, спорт, выбор профессии, близки разным возрастам. Я хочу сблизить два поколения. Например, в цикле стихов «Разговор под звездным небом», за который в прошлом году получила литературную премию имени Симонова, прошу внучат обратить внимание на своих дедов, выспросить у них все секреты, пока есть возможность. Кстати, дедушки, прочитав мои стихи, сразу подмечают: «Ой, что-то давно внучка никуда не водил, надо пойти порыбачить!»

– Как создаются ваши волшебные коробки для представлений?

– Я их сама делаю. Когда меня пригласили первый раз выступить в школе, решила, что просто читать книги скучно. Как педагог начальных классов понимаю, что интересны наглядные пособия, и начала ставить спектакли по сюжетам сказок и стихов. Очень разборчиво и долго подбираю персонажей, отовсюду везу фарфоровые фигурки, обои в домиках-коробках клею, живые колоски добавляю.

– Наверное, когда вы их делаете, дом превращается в мастерскую.

– Абсолютно точно. Поделочными материалами все завалено. Домашние мне это прощают – видят, что получается красиво, и маленьким зрителям очень нравятся такие представления, а я по-настоящему счастлива. Если даже один ребенок попросит меня выступить, я раскрою все коробки и покажу ему сказку. Как-то девочка Соня опоздала на творческую встречу, потому что застряла в московских пробках, расстроилась, расплакалась. С удовольствием разыграла спектакль для нее одной. А часто бывает так: прочитала сказку малышам, отставила одни коробочки, достала другие, для средних классов. Старшеклассники потом говорят: «Наталья Александровна, мы хотим посмотреть сказку, которую вы малышам до нас показали». И с удовольствием слушают.

– Как приучить ребенка к чтению?

– Не нужно заставлять – пункт первый. Пункт второй – конечно же, завлекать и попадать в тему. Как я это делаю дома? Попался мне, например, младший сын под руку в удобный момент, и я как бы невзначай говорю: «Ты знаешь, мне сейчас такую интересную книжку дали. Вот тут такой момент клас­сный есть!» Зачитываю его вслух, дальше по очереди читаем, а потом он уже и сам не может оторваться от чтения. Или съез­дили в какой-то музей, экскурсия понравилась, начинаю искать книгу по этой же теме. На море однажды заболел – достали «Старик и море» Хемингуэя. Если своевременно попадаешь в тему, то увлечь чтением легко.

А на творческих встречах всегда говорю: «Ребята, читайте книги, потому что в гаджеты умеют играть все. А вот научиться понимать произведение, стиль автора – большой труд. Дети, которые читают художественную литературу, всегда будут на голову выше и интереснее нечитающих ровесников». Сейчас участвую в проекте Департамента культуры Москвы «Хранители знаний», который нацелен на то, чтобы оживить детские библиотеки и привлечь в них читателей. Библиотекари очень переживают, что детей гаджеты совсем утащат в свои сети. А живое общение с писателем – та фишка, которая привлекает детей в библиотеку. Авторы, которые задумали этот культурный проект, собираются приехать в феврале на Международную книжную выставку в Минск и объединить усилия с нашими детскими библиотеками. Буду стараться в этом помочь.

– На каких книгах вы растили своих детей?

– У нас очень большая библиотека – спасибо родителям. Классика жанра – Пушкин, Маршак, Михалков, Барто, Заходер, Остер. Обожаю Андерсена, но считаю, что его сказки для всех, а не только для детей. Каждый раз, перечитывая этого автора, открываю для себя новые грани – глубочайшая философия. Мне очень нравится творчество Зои Александровой, я выросла на ее книжках и, можно сказать, натренировалась на них. Многие даже нас сравнивают.

– Значит, первые стихотворения появились еще в детстве?

– Рифмовать начала в школе – писала поздравлялки, сценарии. Но любовную лирику, как все девочки, не сочиняла. Я развлекалась по-своему: делала мимолетные зарисовки и никогда их не сохраняла. Начало положило стихотворение «Аквамарин» – и это какая-то мистика. Меня по-настоящему очаровал этот камень в Венском дворце, и я записала стихотворение в тетрадь. Позже узнала, что камни передают информацию. Верю, что аквамарин подарил мне вдохновение. Когда приезжаю в Вену, непременно захожу в императорский дворец и общаюсь с этим камнем.

– А где берете сюжеты для других произведений?

– Мои стихи реалистичны. Например, в серии книг про двух братьев прототипами героев стали сыновья. Сейчас они выросли: старшему – 20 лет, он трехкратный чемпион Беларуси по фигурному катанию, младшему – 14 лет, правда, он не хоккеист, как многие думают после книжки «Как два брата спортсменами стали». На самом деле у него склонность к иностранным языкам, он учит немецкий и испанский. На творчество вдохновляют не только мои дети. Я часто выступаю перед читателями в библиотеках, школах, на литературных встречах. Недавно девочка Маша, которая неоднократно участвовала в конкурсе чтецов и занимала призовые места, попросила меня написать для нее стихотворение на тему «Дайте миру шанс». Маша очень переживает за то, что происходит в мире, и я не могла ее подвести: написала специально для конкурса чтецов новое стихотворение.

– Кому зачитываете в первую очередь очередное творение?

– Когда рядом нет никого из близких, то первыми слушателями становятся мои любимые собачки – ирландский сеттер Соломоша и йокширский терьер Кузька.




Дайте миру шанс

(стихотворение написано по просьбе школьницы Маши Дидяевой, которая хочет сохранить мир во всем мире)

Какой красивый Мир,
в котором мы живём!
И сколько волшебства
мы можем видеть в нём :
Как солнышко встаёт
и льёт лучистый свет;
Как соловей поёт,
приветствуя рассвет;
Как катится к земле
лазурная волна;
Как освещает ночь
блестящая луна;
Как лёгкий мотылёк
порхает над цветком;
Как с гор бежит вода
звенящим ручейком;
Как много разных стран,
религий и культур,
Изысканных дворцов
и мраморных скульптур;
Написано людьми
как много мудрых книг;
И каждый новый век
по-своему велик!
Как здорово познать
картины мастеров,
И музыку любить мелодий
и стихов!
А сколько человек
всего уже открыл –
Он в космос полетел
и атом расщепил.
Но только хрупким стал
волшебный Мир земной,
И жизни красота
стирается войной.
Мигрирует народ,
пустеют города.
Но солнца яркий круг
восходит, как всегда!
И наступает день,
и мир во всём сквозит!
Синеют небеса и бабочка летит!
Как важно эту жизнь
и дальше сохранить,
Так, может быть, пора
оружие сложить?

Вы, взрослые Земли!
Подумайте о нас!
Нам, ДЕТЯМ, нужен Мир!
Так дайте миру шанс!

Наталья Игнатенко,
октябрь 2015 г.

Фото из личного архива Натальи Игнатенко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter