Дизайн нашего курорта

Профсоюзные здравницы в преддверии перемен
Профсоюзные здравницы в преддверии перемен

Почти полгода белорусские санатории работают на свой страх и риск. С одной стороны, срок мизерный, для того чтобы вписаться в рыночную экономику. С другой — вполне достаточный, чтобы задумались даже те скептики, кто с калькулятором в руках предрекал скорый крах системы, привыкшей жить на дотации государства. Не все так просто и не все так страшно. В этом убеждает пример Федерации профсоюзов Беларуси — одного из крупнейших в стране собственников санаториев и оздоровительных баз.

Олень, гордо обозревающий окрестности, — многолетний символ санатория «Криница». «По новой моде его, наверное, уже поставили бы на лужайку и загримировали под живого», — улыбается главный врач здравницы Николай Андреев. Но в знаках времени свой шарм. Ведь «Криница» сама — музей под открытым небом. Каждый ли белорусский курорт может похвастаться вековой историей?.. И хотя, по прогнозам, уже к лету отдыхающие заполнят санаторий под завязку, спокойной жизни для себя медики не ждут. Недавно о слабых местах их здравницы напомнили заезжие гости — норвежцы, построившие в соседней Прибалтике сеть дорогих гостиниц. Придя в неописуемый восторг от 22 га дивных белорусских пейзажей, почти ручных лебедей и уток, уникальных природных факторов и слаженной работы персонала, иностранцы, мягко говоря, не заинтересовались материально–технической базой «Криницы». Здесь еще строить и перестраивать — вот их вердикт...

Сейчас ситуацию можно сравнить с шатким равновесием весов. На одной чаше — содержание: сам факт принадлежности к одной из немногих в Беларуси курортных зон; целебные источники, по ионному составу близкие к трускавецким; практически полный набор лечебных процедур; близость к столице Беларуси, богатой на достопримечательности. На другой — форма. Достаточно сказать, что, по словам Николая Андреева, реконструкция одного из корпусов требует как минимум 1 млн. долларов, морально устарело 80 процентов аппаратуры. Очевидно: нужны немалые средства, чтобы сделать курорт современным в полном смысле этого слова.

В прошлые годы санаторию удавалось зарабатывать самому, теперь о прибыли пока говорить не приходится, тем более мечтать о 20–процентной рентабельности, при которой уже можно не просто латать дыры — идти вперед. «Кроме того, мы работаем без научной подпитки, — считает Николай Андреев. — В соседней России, к примеру, уже разработаны протоколы лечения больных в санаториях, курортологией занимаются 12 НИИ. У нас пока на всю страну — одна кафедра физиотерапии и курортологии БелМАПО, а нужен, чтобы идти в ногу со временем, целый научно–практический центр». Но даже в этих непростых условиях первая чаша весов в глазах бывалых туристов если не перетягивает вторую, то достойно ее уравновешивает. Нынешним летом «Криница» ждет целый самолет туристов из Израиля, потянулись к нам и отдыхающие из России, Польши. Ведь полноценное лечение на белорусском курорте обходится им вдвое–втрое дешевле, чем, скажем, на украинском. И потом, до сих пор оправдывает себя кредо «Криницы» еще с советских времен: несмотря ни на какие трудности, всегда давать отдыхающему чуть–чуть больше того, на что он рассчитывал.

В пяти минутах езды от «Криницы» — санаторий «Белорусочка», во всех смыслах уникальный. Единственный в стране, специально рассчитанный на пребывание детей и родителей, единственный для лечения самых маленьких диабетиков и, вероятно, единственный, для которых в сложившихся обстоятельствах продажа путевок без помощи государства — не тяжкая необходимость, а насущная потребность. «Ситуация у нас парадоксальная: при полной загрузке мы работаем себе в убыток, — рассказывает главный врач здравницы Иван Рыжко. — Проблема в том, что с этого года урезана цена путевок. Конечно, для пациентов это благо. А для нас — брешь в бюджете, мы уже недосчитались 30 млн. рублей по сравнению с прошлым годом. Поэтому санаторию даже выгодно половину путевок реализовать собственными силами. И нам это удается».

Мамы с папами не дадут солгать: уж кто–кто, а «Белорусочка» в дифирамбах особо не нуждается. Ее путевки — всегда на вес золота, много лет едут сюда со всех концов страны, из дальнего зарубежья. И все же таково веление времени: в штате санатория появился маркетолог, началась массированная рекламная кампания. «Мы много где побывали, но лучшей лечебной базы, чем у вас, нигде не видели», — эту фразу медики с завидным постоянством слышат каждый заезд. Скажем, в других санаториях еще только примериваются к спелеотерапии, а в «Белорусочке» имитацией соляных пещер уже никого не удивишь. Как и суперкушеткой, совмещающей в себе сразу три процедуры: массаж, тепло– и светолечение. Как и кардиореспираторными тренировками по методу биологической обратной связи — под этим труднопроизносимым названием скрываются специальные компьютерные программы, которые учат маленьких астматиков лучше дышать. Сделал малыш выдох поглубже — поймал птичку на экране, сделал второй — поймал две. И интересно, и ой как полезно...

Задевает, как всегда, одно: пусть не так очевидно, как в «Кринице», но и в «Белорусочке» (это показывает анонимное анкетирование пациентов) нащупывается главная «болевая точка» нашей санаторно–курортной системы, которую можно определить коротким словом «быт». Есть, конечно, флагманы — «Буг» и «Приднепровский», где комар носа не подточит, но другим объектам модернизация еще предстоит. Вопрос — какая? Косметическая или на уровне современных стандартов, к чему мы все больше привыкаем? Ответ дали сами же профсоюзы, за три года до неузнаваемости преобразив свою спортивно–оздоровительную базу на берегу Минского моря. Сказать, что она пребывала в упадке, — это не сказать ничего. И сказать, что базу хорошо отремонтировали, — тоже будет мало. Сегодня это идеальное место для ценителей комфорта, прекрасный перевалочный пункт для автопутешественников и отдушина для любителей тура выходного дня. Во время экскурсии, которую провел для нас директор базы Александр Косовский, трудно было отделаться от мысли, что все это уже мелькало в красивых глянцевых буклетах — литовских ли, чешских ли? Номера, над оформлением которых поработал хороший дизайнер, просторная сауна, настоящая русская баня, бильярдная, шашлычная, ресторан, футбольное поле, конференц–зал с мультимедийной системой. И как апофеоз всего этого великолепия — гостевые коттеджи, любимые места дислокации российских бизнесменов, которые никак не возьмут в толк: как за цену на порядок ниже, чем в дальнем Подмосковье, можно заселиться в роскошный дом в 7 минутах езды от Минска? Один постоялец даже устроил в холле базы «стоячую забастовку», заявив: «Никуда больше не хочу, буду здесь ждать со своими вещами до посинения, пока не освободится номер!» Впрочем, персонал базы уже давно оперирует волшебными словами из бизнес–лексикона: не «постоялец», а «клиент», не «у нас этого не предусмотрено», а «все к вашим услугам». Только захотите — и вас отвезут в яхт–клуб, на авиаранчо или конезавод в Ратомку, даже комплекс лечебных процедур помогут заказать в той же «Кринице». Еще две свои спортивные базы ФПБ намерена отремонтировать в том же духе — по–европейски комфортно и по–белорусски колоритно. В них, видимо, и есть прообраз той системы оздоровления и санаторно–курортного лечения, которая должна рано или поздно выкристаллизоваться на наших чудных ландшафтах, — если найти привлекательную форму для хорошего содержания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter