Зачем НАТО разворачивает флот у европейских берегов?

«Дипломатия» авианосцев

Концепция «дипломатии канонерок» возникла еще в XIX веке как средство решения великими державами того времени вопросов с непокорными народами. Канонерская лодка, небольшой корабль с мощным артиллерийским вооружением и достаточным запасом хода, позволяла проецировать французскую, английскую, американскую мощь почти в любой точке мира.

Иногда для достижения выгодного соглашения было достаточно простой демонстрации эскадры грозных кораблей у берегов государства-жертвы.

В некоторых случаях приходилось пострелять. Правда, чаще всего пары залпов морских орудий было достаточно, чтобы самые горячие головы на берегу согласились выполнять условия захватчиков. Хрестоматийным примером, пожалуй, следует назвать англо-занзибарскую войну 27 августа 1896 года, когда эскадра в составе двух бронепалубных крейсеров и трех канонерок за 38 минут разгромила армию султаната и разрушила дворец местного правителя. Кстати, этот случай записан в книге рекордов Гиннесса как самый короткий военный конфликт в истории человечества.

В ХХ веке место канонерок прочно заняли атомные авианосцы, однако принцип давления на неугодных с помощью демонстрации подавляющего военно-технического превосходства остался неизменным. Более того, в это время колумнист The New York Times и спичрайтер президента Никсона Уильям Сафайр выдал четкое определение сути подобной стратегии: «Железный кулак угрозы силой в бархатной перчатке дипломатических отношений».

Сегодня военно-морская мощь США строится вокруг 11 многоцелевых атомных авианосцев, 10 из которых относятся к типу Nimitz, а один — к типу Ford.

Каждый из этих плавучих аэродромов несет на себе около 90 ударных самолетов, поисковые и противолодочные вертолеты. Авианосец всегда действует в составе ударной группы, в которую обычно входят атомная многоцелевая подлодка, крейсер и несколько эсминцев, оснащенных системой ПВО Aegis, а также суда обеспечения.

Во время Холодной войны у берегов Европы часто находились по 2-3 авианосца, которые принимали участие в патрулировании акваторий Средиземного моря и морей на севере континента, а также занимались провокациями в отношении советских судов — в 70-х годах, во время очередного обострения на Ближнем Востоке, это едва не привело к полномасштабному столкновению у берегов Африки.

После распада Советского Союза присутствие ВМС США у европейских берегов сократилось и до 2022 года нормой было нахождение там только одной ударной группы. Однако события, связанные с украинским кризисом и планы Америки по развязыванию большого конфликта в Европе, изменили прежнюю расстановку сил. В конце октября к берегам континента отправился CVN-78 Gerald R. Ford. Для новейшего корабля звездно-полосатого флота это первый дальний поход после завершения испытаний. Предполагалось, что к середине ноября исполин со своей ударной группой прибудет в английский Портсмут, а затем примет участие в маневрах у берегов Великобритании. Однако по ходу дела выяснилось, что стоять кораблю придется на рейде в Спитхеде, ибо в гавань Портсмута он не помещается.

Gerald R. Ford станет 5-м авианосцем НАТО у берегов Европы, что является абсолютным рекордом со времен окончания Холодной войны. На севере компанию штатовской новинке составят британские HMS Prince of Wales и HMS Queen Elizabeth. Первый пока что находится в состоянии ограниченной готовности из-за многочисленных технических неисправностей, которые возникают едва ли не в каждом походе. Его систершип недавно переместился в Осло, а вчера вышел в Северное море на учения. Средиземное море контролирует еще один «американец» CVN-77 George H. W. Bush совместно с французским авианосцем R91 Charles de Gaulle и итальянским Cavour.

Вдобавок к авианосным ударным группам, наблюдается усиление активности и других соединений. Порт Риги, например, в последние полгода вообще стал оперативной базой натовских флотов: летом и в начале осени в нем гостила амфибийная группа из США, которая с большой долей вероятности имеет отношение к подрыву «Северных потоков», не так давно с визитом там же находилась первая постоянная боевая группа кораблей НАТО в составе голландского, норвежского и датского фрегатов, а также норвежского корабля обеспечения. На юге, в Средиземноморье, не в меру активно ведут себя штатовские атомные подлодки возле Гибралтара.

Самое масштабное за последние 30 лет развертывание флотов стран НАТО вокруг Европы несет серьезные риски эскалации в регионе, где и так ситуация накалена до предела. 

Южная группировка нависает дамокловым мечом над Балканами, нервируя сербов во время тяжелых переговоров с косоварами и грозя в случае неправильных с точки зрения США решений повторением бомбардировок 1999 года. Одновременно с этим несущий почти год свою службу американский корабль является поощрительным сигналом для Греции, поддержку которой в вопросах спорных с Турцией территорий США используют для шантажа Эрдогана.

Северная группировка также выполняет несколько задач. Во-первых, курсирующие туда-сюда военные корабли призваны показать шведам и финнам, уже почти вступившим в НАТО, всемерную поддержку со стороны Альянса, несмотря на здравые претензии Турции и Венгрии.

Во-вторых, что наиболее важно для нас, британские и американские авианосцы создают точку напряжения для Беларуси и России у северных границ Союзного государства.

Укрупнение натовских гарнизонов в Прибалтике, рост милитаризации Польши и закупки ею передовых вооружений, а также участившиеся провокации на украинско-белорусской границе вызывают оправданные опасения в подготовке Североатлантического альянса к агрессии. На данный момент формирования именно наступательных группировок не наблюдается, однако спектр стягиваемых в приграничные районы вооружений и непрерывные учения на близлежащих полигонах определенно говорят о готовности Запада в любой момент приступить к военной составляющей ведущейся против нас гибридной войны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter