Наталья Селицкая
Бархатковы, Маслениковы, Басовы, Аракчеевы, Селихановы... Белорусский список фамилий, известных в художественном мире и подразумевающих больше одного имени, очень длинный и содержательный, гораздо длиннее — я назвала только тех, чьи семейные выставки по разным (чаще юбилейным) поводам устраивались сравнительно недавно. А сколько тех, кто никогда не выставлялся рядом. Или вот вам еще тема: жены больших мастеров. Бывает, они вообще неизвестны публике, остаются в тени мужей и сыновей, хотя нередко (особенно те, которые «старшее поколение») сами художники. Или все же художницы? Еще недавно женщин у мольберта коробило это слово, что неудивительно. До сих пор «мужские» картины на аукционах ценятся гораздо дороже, и зачастую дело вовсе не в мастерстве или известности фамилии. Вот вам свежий факт: жонглируя произвольными именами и случайными картинами, в Люксембургской школе финансов доказали, что пол автора напрямую влияет на стоимость произведения искусства. Причем так до сих пор — результаты этого исследования были опубликованы буквально на днях.
— Ничего странного, это очень глубоко сидит в головах и еще долго будет продолжаться, — комментирует искусствовед Наталья Селицкая. — Столько столетий мужчины главенствовали в искусстве, а феминизму чуть больше 100 лет. Непросто сломать традицию. Вообще, тут можно долго рассуждать, но это уже другая история.
Другая, да не совсем. И женские имена в искусстве зачастую звучат тем ярче, чем сложнее личная жизнь художницы укладывается в классическую модель семьи. И в случае династий неизбежна ситуация, когда публика начнет искать влияние «его» творчества на «ее» картины, но никогда наоборот. Особенно если разместить их в общем выставочном пространстве. Традиция!
Григорий и Наталия Ивановы с дочерью Галиной и внучкой Евой
Однако Григория и Наталию Ивановых галерея «Артель» демонстрирует как двух независимых художников, в соседних и совершенно непохожих залах, с различным освещением и атмосферой. В «сером зале» — философские «светические абстракции» Григория, мерцающие будто сами по себе с тусклых галерейных стен. Уютные, открытые, сказочные полотна Наталии — за дверью под «шильдой» white hall, с лампами, включенными на полную мощность. Там же — живописные истории их дочери, Галины Ивановой, в одинаковой степени подходящие для пересказа детям перед сном. Кстати, с «белого» зала гости галереи обычно и начинают свое знакомство с выставкой. И переходят от волшебных сказок Наталии и Галины к притчам Григория и Дарьи, младшей из Ивановых, живущей сейчас не в Беларуси, а в Гоа. Куратор выставки Наталья Селицкая обращает внимание, насколько ее живопись отличается от родительской, при этом не отрицает, что общее у всех Ивановых тем не менее есть:
«Артель» — два вместительных выставочных зала с бонусом–кафе между ними — на карте Минска место еще новое. Пока не всякий с ходу найдет ее вывеску во дворах между площадью Якуба Коласа и Национальной академией наук. Поэтому начать проект «Знаменитые художественные династии Беларуси» решили сразу с общеизвестных фамилий. По весне его продолжит выставка Альгерда, Сергея и Элины Малишевских, дальше планируется по семейной выставке в сезон. Проект долгоиграющий, рассчитан на несколько лет, и чтобы не наскучить публике, станет осуществляться с другими выставками. В марте, например, здесь обещают встречу с Зоей Луцевич, работы которой будут демонстрироваться соло, хотя династия Катковых–Луцевичей, бесспорно, очень любопытна и в качестве «совместного» художественного явления. Но «Артель» намерена включаться в арт–игру всерьез. Притягивать публику, раскручивать новые имена, продвигать художников на рынок искусства, выстраивать с ними долгосрочные отношения, сотрудничать с коллекционерами и участвовать в больших международных арт–событиях.
— Есть еще одна важная задача, — добавляет Наталья Селицкая. — Хотелось бы снять барьер непонимания в отношении современного искусства у тех, кто не считает себя арт–профессионалом. Рассказывать о сложных вещах простым языком.
В один из последних дней января Григорий Иванов обещает поведать о своем «светизме» не только через картины. Приходите — рождественские свечи здесь будут гореть еще долго.
cultura@sb.by