Динамовец по духу

18 апреля 1923 года в Москве было основано Московское пролетарское общество «Динамо»...

18 апреля 1923 года в Москве по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ОГПУ было основано Московское пролетарское общество «Динамо». Его лозунгом стало классическое выражение: «Сила — в движении!» С тех пор минуло 90 лет.


«Динамо» — это не только призовые места на самых крупных международных стартах и звезды спорта, но и простые трудяги, которые долгие годы жизни отдали обществу. Иван Алексеевич Постнов (на снимке), ветеран динамовского движения, — один из них.


Когда я подъезжал к старому, видавшему многое дому по улице Одинцова, внутри меня, конечно, пощипывал трепет. Предстоял разговор с человеком, который появился на свет в год Октябрьской революции, хорошо помнит времена раскулачивания, коллективизации, прошел через пекло Великой Отечественной войны. Общение с ним, конечно, было далеко не рядовым событием. Впрочем, как только я познакомился с ветераном, волнение растворилось как утренний туман. На жизненных ухабах Иван Алексеевич не расплескал свою общительность и быстро взял инициативу в свои руки: «Ну так с чего начнем?» Начали, как водится, с начала.


— Отец участвовал в Первой мировой, гражданской войнах. Заболел тифом, от которого умер в 1920 году. Меня и сестру Марию мать поднимала на ноги одна. Помимо того что поваром работала, еще где–то старалась какую деньгу добыть. У нас была лошадь — и мама, помню, постоянно другим вдовам огороды запахивала, бороновала... Когда я постарше стал, тоже и косил, и за плугом ходил.


— Какой эпизод из того времени для вас самый памятный?


— Матери помогал как мог, ну и резвился, как все дети, конечно. Родился и вырос я в селе Абабково (Павловский район, Нижегородская область. — Прим. автора). Природа там — загляденье. Я любил и в лес за грибами–орехами сбегать, и на речку или озеро покупаться. Однажды едва не утонул. Зимой дело было. Я вместе с другими ребятами играл на озере. Там две проруби кто–то прорубил: одну хорошо, а у второй как бы только контуры были намечены. Ну мы между собой спорили, мол, кто смелее, кто прыгнет. Я по дурости вызвался, прыгнул, льдина перевернулась — и я оказался в воде. Хорошо хоть за кромку льда успел зацепиться, подбежала женщина, которая полоскала там белье, вытянула меня. Вылил воду из сапог и бегом домой, с километр по морозу. Удивительно, как я еще тогда не заболел.


— Со спортом, наверное, с детства дружили?


— Конечно! Рядом с нашим селом был монастырь, куда, как в санаторий, на оздоровление приезжали люди из разных мест, в том числе отдыхали американцы, которые работали на строительстве завода в Нижнем Новгороде. Они подарили мне и другим ребятам мячи для волейбола, футбола. Вот мы постоянно на стадионе и пропадали. И против тех американцев играли, и с командами из соседних деревень. Первое место во всем районе держали. На краю атаки я бегал.


— Не жалеете, что не стали спортсменом?


— А как–то и не задумывался об этом никогда, другой пошел дорогой. Когда окончил четыре класса в Абабково и еще три в Павлово, поступил в индустриальный техникум. Работали на станках, учились обрабатывать различные детали. Но не закончил я это образование. Когда был на третьем курсе, призвали в пограничные войска.


Потом война, бои на границе, отступление, Сталинград... После освобождения города остался в Минске. А в конце 1975–го в жизни Ивана Постнова началась новая веха — он устроился на должность старшего инспектора отдела физической подготовки и организации массовой работы Белсовета «Динамо».


— Организовывал и проводил различные городские, областные и республиканские соревнования по плаванию, легкой атлетике, городкам и так далее для сотрудников «Динамо», МВД — ну и, разумеется, сам в них участвовал. Всегда активен был. Это сейчас уже развалюха...


— Ну не скромничайте! Однако вы стали динамовцем гораздо раньше 1975–го?


— Еще когда в Павлово учился. И вообще мой стаж работы в «Динамо» гораздо больше, чем написано в трудовой книжке. Когда я еще работал в МВД, на общественных началах несколько лет был председателем совета «Юный динамовец», постоянно участвовал в заседаниях, разных официальных мероприятиях... А со второй половины 1980–х занялся вопросом создания при «Динамо» охотничьих и рыболовных хозяйств. Мы строили домики, создавали лодочные базы, организовывали охоту на кабанов, лосей, уток. Так я в эту тему погрузился, что был избран председателем общества охотников и рыболовов МВД и «Динамо».


— Вы много лет отдали «Динамо». А за современным спортом следите?


— Свободного времени у меня сейчас много. Поэтому, конечно, куда же без этого. Футбол, хоккей, теннис, гандбол, биатлон — много чего люблю по телевизору посмотреть. Особенно интересно, когда «Динамо» играет. Ну и за Дарью Домрачеву очень переживаю.


— В чем ваш секрет долголетия?


— Генетической предрасположенности у меня нет. Только сестра матери прожила до 91 года. А так больше долгожителей в роду не было. Лет 70 — и все. Даже не знаю, почему я все еще здесь. Может, дело в том, что во всяких спортивных соревнованиях постоянно участвовал, курить начал поздно, а бросил рано, ну и выпивохой никогда не был. Так, рюмочку по праздникам и все.


Сейчас Ивану Алексеевичу, конечно, тяжело: и давление скачет, и сердце шалит, и ноги уже не те. Тем не менее бодрости духа и вкуса к жизни полковник в отставке не теряет. Каждый день делает зарядку, дыхательную гимнастику. И 90–летний юбилей родного общества 95–летний Постнов встречает с оптимизмом. Говорит, что это и есть динамовская закалка.


К сведению


Сегодня спортивное общество «Динамо» имеет разветвленную структуру, готовит спортсменов в 27 видах спорта, а динамовцами себя могут называть около 80.000 человек. Начиналось же все в 1920–х годах с кружков физкультуры и спортивных секций. Скромно и без большого размаха. О том, как именно это было, прекрасно знает ведущий специалист по информации и музейной работе отдела информации и общественных связей БФСО «Динамо» Евгений Павловский — почетный динамовец Беларуси и России, во многом благодаря которому 10 лет назад открылся музей спортивной славы БФСО «Динамо».


— Когда 18 апреля 1923–го общество создали в России, известие об этом буквально сразу же нашло отклик и в Белоруссии. В том же году при ОГПУ, пожарной охране, частях НКВД и пограничных отрядах начали создаваться коллективы под названием «Динамо». А организационно все это дело оформили 18 сентября 1925 года, когда приказом ОГПУ был основан Белорусский краевой совет пролетарского спортивного общества «Динамо». До революции существовали буржуазные спортивные секции и кружки, в которых занимались обеспеченные люди. «Динамо» же с самого начала взяло курс на доступность спорта для небогатых слоев населения. Ну и двигались вперед помаленьку. Скажем, в каждом пограничном отряде появилась своя футбольная команда. Сборная Белоруссии, которая в 1928 году заняла третье место на первой Всесоюзной спартакиаде в Москве, практически на сто процентов комплектовалась игроками из этих команд пограничников.


— Как много видов спорта развивало общество на первых порах?


— Кроме прикладных, необходимых для представителей органов правопорядка (рукопашный бой, стрельба из боевого оружия, фехтование на карабинах с эластичным штыком), еще несколько: легкую атлетику, гиревой спорт, борьбу, тяжелую атлетику, футбол. Денег и кадров для того, чтобы развивать больше видов, первоначально не хватало. Но вскоре эту проблему решили. Феликс Дзержинский потребовал, чтобы при динамовских коллективах создавалась собственная промышленность, после чего стали появляться предприятия, артели, цехи по производству спортивного инвентаря, оборудования и пошиву формы. Что–то шло своим спортсменам, а что–то продавалось через магазины «Динамо», которые начали открываться в 1930–х годах.


Ну а что было потом, вы все прекрасно знаете: много громких имен, замечательных рекордов и олимпийских медалей всех мастей. С юбилеем, «Динамо»!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter