Минская милиция ведет войну с продавцами насвая

Дилеры плетут сети

Минск. Возле кинотеатра «Октябрь» парень в куртке с капюшоном достал из кармана деньги, пересчитал, сунул обратно... Холодно, поежился, натянул капюшон... Я знаю — это Юра Н., стою метрах в десяти, наблюдаю. Вот к Юре подходит его ровесник, дает деньги. Они жмут друг другу руки, и незнакомец уходит... зажав в кулаке черный пакетик. Минут за семь подходят еще пятеро, похоже, студенты, и также, ударив по рукам, отходят. Первая мысль: неужели наркотики? А главное, место удачное — всегда многолюдно и на обычную встречу приятелей вряд ли кто–то обратит внимание. Но за дилером и его дружками оперативники наркоконтроля из Советского РУВД вели наблюдение уже несколько дней. Что в пакетах? Насвай.

Под лестницей возле кинотеатра «Октябрь»  торговля не свернулась даже после недавнего
задержания там предыдущего дилера...

Не стоит недооценивать это вещество, полагая, будто оно не многим вреднее обычного табака. Опасное заблуждение, ведь то, что в одной такой грануле табака меньше, чем в сигарете, компенсируется количеством употребляемых в дозе гранул. Подтвержденная статистика доказывает прямую зависимость между употреблением насвая и возникновением раковых опухолей полости рта, гортани и языка. Исследования врачей в странах Средней Азии подтвердили: 80 процентов пациентов с онкологическими заболеваниями долгое время сидели на насвае. Наиболее пагубно эта привычка сказывается на физическом и умственном развитии подростков, не говоря уже о стойкой никотиновой и даже психической зависимости. Как вам такие последствия: расстройства функций головного мозга, ослабление внимания, памяти и восприятия окружающего мира?.. В общем, как после синтетических наркотиков.

Просчитав возможные последствия, в России продавать нелегальный жевательный табак запретили еще в 2013 году. У нас он тоже под запретом, поэтому везут через РФ контрабандой, как правило, в сухом виде, а здесь разбавляют и фасуют. А теперь скажите, что мешает кустарям в угоду клиентам добавить в свой товар психоактивное вещество? Экспертизу по насваю проводить вряд ли станут. Да и смысл? Уголовной ответственности за его продажу–покупку, хранение и употребление у нас нет, а штрафы (и те по линии налоговой) смехотворны. Между тем все больше молодых людей стараются на нем заработать. Как и Юра, позарившийся на легкие деньги с минимальной ответственностью. В первый раз я видела его днем, во второй — в пять вечера. Точнее, сначала у «Октября» скопилось человек 20, а уж потом появился Н., взял с них плату, раздал уже знакомые мне черные пакетики. Оперативники были неподалеку, однако тогда брать торговца нельзя было по двум причинам. Первая — даже штрафом не накажешь, если нет хотя бы килограмма насвая. А парень, разумеется, налегке — у него при себе ровно столько, чтобы на «административку» не хватило. Вторая причина — возьми только этого торгаша, завтра придет другой, а прикрыть нужно всю шайку.

Кирилл Д. и его почти
5 кг насвая в кабинете оперативников.


Милиционеры знали, что товар либо периодически подвозят, либо крупная партия хранится где–то неподалеку. И не ошиблись. Распродав имеющееся, Н. каждый раз возвращался в ближайший интернет–клуб и садился играть. Сумка более чем с пятью килограммами насвая была спрятана у него под столом. Звонят клиенты, делец выходит, продает — и снова в клуб до новых звонков. И так целый день. Вечером же появляется «работодатель», забирает часть выручки, общий мобильник, а утром у «Октября» работает уже другой человек. Другим оказался Кирилл Д. из Жлобина.

...Теперь сидя на стуле в кабинете оперативных работников, Кирилл пытался понять, что с ним будет дальше. Чувствовалось напряжение. А я смотрю на него, пытаясь понять другое. Симпатичный парень, видно, не дурак, семья полная, выпускник училища олимпийского резерва, собирается поступать в университет. Казалось бы, чего не хватает?

— Да я же не всегда там стою, просто хотел немного подзаработать, — уверял меня Д., пока рядом с нами старший оперуполномоченный районного отделения по наркоконтролю Сергей выкладывал на стол привезенные вместе с Кириллом килограммы насвая. На электронные весы ложится пакет, почти 30 граммов. Продают его за 30 тысяч. Задержанный говорит, что в день у него расходится до сотни таких порций:

— Вообще, я — строитель, и по ремонту халтурю, в день 600 тысяч имею. Просто отец болен, и мне свой долг нужно отдавать...

— А теперь и штраф, — напомнил Сергей. Но парня это, кажется, не зацепило. Кстати, то же самое он рассказывал майору милиции и в прошлый раз, попавшись с незаконной партией.

— Ну тогда я чисто для себя, не на продажу... А теперь положение у меня сложное, деньги нужны.

Рабочий мобильник Кирилл успел отключить, пин–код, говорит, не помнит. Зато личный буквально раскалялся, играя на нервах молодого человека, который ответить по понятным причинам не мог.

Насвайщики работают только группами, в основном приезжие, рассказывает оперативник: «На днях задержали с 4 килограммами людей, которые торговали возле филармонии. В день они продавали по 120 30–граммовых доз. Еще одна группировка, из Речицы, промышляла возле Центрального универмага. Ее тоже взяли, как и парней из Пинска, которые в свое время вертелись на Комаровском рынке. В бригаде Кирилла — все жлобинские. Еще одного такого дилера поймали недалеко от вашей редакции, по проспекту Независимости. Этот сам подошел к сотрудникам (они были в гражданской одежде) и спросил: не желают ли они побаловаться насваем? На том его торговля в тот день и закончилась».

Майор говорит, что задерживают в основном одних и тех же. Наказания они не боятся, заплатят штраф — и за старое. К примеру, Кирилла с пятью килограммами, как и полагается, отвезли в налоговую, однако оштрафовать его могут максимум на сумму до 50 базовых. А к уголовной ответственности, и то за незаконное предпринимательство, смогут привлечь лишь в том случае, если у него наберется таких протоколов на определенную сумму. Но тогда получается, что милиции отлавливать подпольных предпринимателей нет смысла и это дело налоговиков. С другой стороны, оставь все, как есть, кириллы, юры, феди и прочие окончательно потеряют страх, заполняя улицы отравой. Очевидно же: рычагов воздействия не хватает, ответственность должна быть куда серьезнее.

Минздрав предупреждает


По своему действию насвай можно отнести к числу психотропных веществ. У подростков, употребляющих его, снижается восприятие действительности, ухудшается память, дети становятся неуравновешенными. Потребители сообщают о проблемах с памятью, постоянном состоянии растерянности. Среди печальных последствий — изменение личности подростка, нарушение психики.

Регулярное употребление зелья вызывает привыкание. В некоторые порции могут добавляться иные наркотические вещества, помимо табака. У потребителей этой смеси может развиться не только никотиновая зависимость, но также зависимость от других химических веществ. У детей употребление насвая очень быстро входит в привычку, становится нормой. Вскоре подростку хочется уже более сильных ощущений. Таким образом, насвай может способствовать переходу на потребление наркотических средств и других психотропных веществ.

gladkaya@sb.by

Фото автора и Владимира ШЛАПАКА.

Советская Белоруссия № 17 (24899). Пятница, 29 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter