О врачебной этике

Диагноз — нездоровый интерес

В Закон «О здравоохранении» внесены поправки. Расширен перечень случаев, когда данные о болезни можно раскрывать без согласия пациента. Стоит ли еще больше бояться, что о наших с вами телесных проблемах узнает работодатель или, что намного хуже, болтливая соседка по подъезду?


Есть среди моих знакомых один талантливый доктор, в кабинет к которому я приводила родственниц, подруг, их подруг и близких. Рожать. Этот доктор ни разу не поделился со мной какими–нибудь пикантными подробностями о моих протеже. Хотя мог («У твоей Дины была инфекция, а у Лины — страшный целлюлит, ты даже не представляешь, какие у нее толстые ноги...»). Случалось — каюсь! — я что–то спрашивала, но он одергивал. Нет, и все тут!


К сожалению, далеко не все, кто владеет медицинской информацией, владеют совестью. Тайна исследований и диагнозов пациентов (хоть и давно приобретшая правовой статус) нередко таковой не является. Вот пример. Недавно после посещения медицинского центра в Бресте умерла молодая брестчанка («Пациентку Брестского филиала «ЛОДЭ» не смогли вывести из анафилактического шока», «СБ» за 21 мая). Спустя несколько часов после трагедии мои коллеги знали о ней почти все.


Откуда утечка? Сомневаюсь, что шокированные родственники звонили в СМИ. Остаются два источника: медики или следователи. Уж простите меня, непричастные, за такую подозрительность.


Начальник управления здравоохранения Брестского облисполкома Светлана Крапивина в разговорах с журналистами сетовала, что неэтично, не по–человечески в день похорон выкладывать и обсуждать детали происшествия на сайтах. Согласна. Журналистская этика — несовременное словосочетание, к сожалению... Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Валентин Милошевский тоже называет ситуацию с разглашением информации о пациентке нарушением Закона «О здравоохранении». Как раз сейчас ведомство Светланы Крапивиной проводит служебную проверку, может, стоит выяснить, кто не держит язык за зубами?


Валентин Милошевский вспомнил, что в его бытность начальником Брестского облздрава пришлось разбирать случай, когда о болезни жены рассказали супругу. Отношения в семье и до этого были не самыми лучшими, а потом и вовсе испортились. Пациентка винила врачей.


А вот чтобы в суде предъявлялись претензии к медикам по поводу разглашения конфиденциальной медицинской информации о живом человеке или умершем, что–то не припомню. Люди расстраиваются, негодуют — и прощают в результате. Ведь, помимо юридической стороны, есть еще и психологическая. Далеко не все готовы, чтобы о личных обстоятельствах узнало еще большее количество посторонних людей.


К сведению. Если вам исполнилось 18, вы сами определяете (или запрещаете), кому медики могут сообщать о состоянии вашего здоровья. Фамилии и телефоны вносятся при обращении в медицинскую карту или историю болезни.


Но вернемся к поправкам в закон. Отныне информацию смогут получать страховые организации при решении вопроса о страховых выплатах. Местные органы военного управления при призыве на службу в армию, органы дознания — если есть основания для возбуждения уголовного дела. И милиция — при проведении медицинского переосвидетельствования водителей. Данные о болезни конкретного человека могут узнать наниматели, если расследуют несчастные случаи на производстве или ищут данные о профессиональном заболевании. Правда, есть здесь одно «но». Если наниматель отправляет вас на медкомиссию, никто не имеет права присылать ему бумагу с диагнозом. Всего лишь справку с заключением «годен» или «не годен».


Никакой из этих пунктов не вызывает протеста, согласитесь. По телефону давать информацию запрещено. Узнать врачебную тайну у медиков можно только по письменному запросу. Или по электронному. Если интернет–обращение оформлено по всем правилам, обязательно с электронной подписью. Какой–нибудь Вася Пупкин не сможет выведать ничего о здоровье понравившейся девушки, написав в поликлинику письмо от имени директора фирмы, где та работает.


Так предполагает закон. Как все обстоит в жизни? Уверена, у каждого из нас есть как минимум по примеру — плохому и хорошему.


Но незадолго до профессионального праздника, который медики отмечают в третье воскресенье июня, лично я хочу сказать огромное спасибо многим врачам, медсестрам и санитаркам — всем тем, кто принимал и принимает решения, связанные с жизнями людей. Тем, для которых врачебная этика и основанные на ней правила поведения занимают особое место.


valentinak3@mail.ru


Советская Белоруссия №103 (24486). Среда, 4 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter