Диагноз на будущее

Какой продукт полезнее? И как сделать, чтобы их стало больше?..

Тоскливую фазу дефицита — грязно–серые прилавки с черным хлебом, килькой, солеными огурцами да кольцом краковской колбасы — прошли покупатели старших поколений. Их дети и внуки сразу попали в океан продовольственного изобилия. Но, на мой, медицинский, взгляд, прогресс этот из разряда «из огня да в полымя». В душе покупателя — смятение. На чем остановиться? В последнее время, совсем оглушенные оголтелой телерекламой, мы все чаще стали задавать себе совсем новый вопрос, который никогда не волновал наших родителей: какой продукт полезнее? И как сделать, чтобы их стало больше?


Не так и не эдак


Утверждал и утверждаю: белорусы питаются так себе. Во многом — из–за кулинарных традиций. Мы только недавно спохватились, что в нашей традиционной кухне слишком много жирной пищи и недостает клетчатки и рыбы. Зато сколько тортов, пирожных, печенья и т.д. — порой до 47 процентов в рационе! Сколько картофеля — каждая среднестатистическая «душа» съедает его по полкилограмма в день (больше, чем во всех странах Европы)! Сколько ржано–пшеничного хлеба, который диетологи называют «пищевым хламом»! А овощей всего 11 процентов, фруктов — 4 и жалкий процент растительного масла, да и то рафинированного. Прибавьте сюда мизерную долю кисломолочных продуктов, жизненно необходимых для нормальной работы кишечника, и творога. Лишь десятая часть рациона приходится на мясо и рыбу. Причем с последней вообще катастрофа: половина белорусов ест рыбу всего лишь несколько раз в месяц, а 17 процентов — вообще никогда. Результат плачевен: наше меню бедно на полиненасыщенные жирные кислоты, витамины B1, B2, фолиевую кислоту, кальций, магний, селен, цинк. А по потреблению алкоголя на душу населения мы давно перешли просчитанную ВОЗ границу риска, за которой начинается деградация нации.


Наше, но не ваше


При этом с производством продуктов здорового питания у нас напряженка. Крупы (не путать с кашами быстрого приготовления!), цельнозерновой хлеб, черный шоколад, йодированная соль и молочные продукты — вот, пожалуй, и все. И то с оговорками. Скажем, до недавнего времени набор молочных продуктов в корзине рядового покупателя выглядел стандартно: пакет молока или изредка кефира, банка сметаны, кусок сыра... Мало кто вообще задавался вопросом: какой именно сметаны? Молока какого завода? Теперь наш «молочный» кругозор расширился: на рынке наблюдается практически полное господство продукции отечественного производства. Причем продукции качественной. Однако потребление молока не превышает 60% от уровня 1990 года и составляет всего 60 — 70% от рекомендуемой физиологической нормы. Что интересно, по данным Министерства статистики и анализа, в группе населения с наибольшими доходами этот показатель как раз таки соответствует норме. А те, у кого достаток поменьше, что, не в курсе, как правильно питаться?


Полезно — значит выгодно


Наивно надеяться, что производитель будет сам активно внедрять в жизнь здоровую продукцию. Это в свое время прекрасно осознали в Финляндии. Местные бизнесмены отторгли идею сразу: мы, мол, должны получать прибыль, а кому такая еда нужна? Тогда власти поменяли тактику и начали регулярно воздействовать на население через СМИ: «соленое вредно... жирное вредно...» И народ постепенно начал читать этикетки на продуктах и делать выбор в сторону пользы. Так родился спрос, а производители сами стали думать, как сделать пищу более здоровой. И если, когда в стране начинали национальную программу здорового питания, 90 процентов финнов смазывали хлеб маслом, причем обильно, то сейчас таких осталось только три процента, остальные используют спред, который содержит всего 40 процентов жира. В два раза сократилось употребление соли. На кухнях появилось рапсовое масло. В рационе гораздо больше овощей и фруктов. Ученые придумали «умные» продукты — те, которые несут двойную пользу, даже термин новый появился — «функциональная еда». И вот результат: по сравнению с «точкой отсчета», 1970–ми годами, уровень холестерина упал в среднем у финна на 20 процентов. А смертность сократилась почти по всем направлениям, в частности, из–за сердечно–сосудистых заболеваний — на 80 (!) процентов.


Как перенести финский опыт на нашу землю? Сразу оговоримся, что это будет непросто. Но, кроме призывов правильно питаться, есть еще один мощный рычаг — налоговые льготы. Если производителю станет выгодно выпускать майонез с низким процентом жирности, настоящий йогурт вместо йогуртного продукта, черный шоколад вместо пестрящего буквой Е молочного, то...


По такому пути идут многие страны. Например, недавно депутаты парламента Португалии представили на рассмотрение проект закона об ограничении количества соли в хлебе. На сегодняшний день в Португалии один из самых высоких в Европе показателей смертности от кровоизлияний в мозг, а соль — известный фактор риска. Между тем ее ежедневное потребление вдвое превышает рекомендации ВОЗ. Законопроект предлагает снизить норму соли в килограмме хлеба на 25 процентов, ввести штрафы до 5.000 евро за превышение этого порога и предусмотреть обязательную маркировку для «очень соленых» продуктов. В Англии, где 13 миллионов человек страдают ожирением, хотят запретить рекламу нездоровой пищи до 9 часов вечера и обложить калорийные продукты (жирное молоко, сыр, хлебобулочные изделия и пудинги) НДС в 17,5 процента. Налоги на сладости, а также на прохладительные напитки, которые уже вводят в Дании, сделают тамошние лакомства самыми дорогими в Евросоюзе. Но цель ведь вовсе не в том, чтобы наполнить казну, а в том, чтобы неполезные конфеты и хлеб с маслом датчане ели только по большим праздникам...


***


Конечно, когда–нибудь мы к этому придем. Вопрос: поздно или слишком поздно? Даже если прямо сегодня начать с азов гастрономической грамотности (соленое — вредно, жирное — вредно), эффект увидим лет через 30. Ведь «агитировать» белорусов придется с детства, а по большому счету — с момента рождения. Скажем, растущая эпидемия диабета, особенно у детей, имеет свои корни, логично вытекающие из наших привычек. Дни рождения и прочие торжества с неимоверным количеством сладостей, обязательное «третье блюдо» на обед, булочка на полдник, мороженое как награда за отметку в школе — это, увы, традиция. Шведы и норвежцы придерживаются другой политики: они приучают своих детей, что конфета им полагается раз в неделю по воскресеньям. В результате во взрослом возрасте человек не имеет зависимости от сладкого...


Мы же пока имеем то, что имеем: девять из десяти человек регулярно употребляют продукты, которые лучше было бы отдать врагу, — налегая либо на традиционное меню (свинина, хлеб, картофель), либо на суррогаты в ярких упаковках, либо на трехразовое питание по принципу «понедельник — среда — пятница». В каком из этих вариантов вы узнали себя?


Владимир ТРЕТЬЯКЕВИЧ, кандидат медицинских наук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter