Премьера «Анфиса» в театре имени Горького по пьесе Леонида Андреева предлагает заглянуть в глубины психологии

Действуй, сестра!

В Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького состоялась премьера мелодрамы «Анфиса» по пьесе классика Серебряного века, известного возмутителя спокойствия Леонида Андреева. Постановку осуществила яркий режиссер заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валентина Еренькова, чей режиссерский стиль и нестандартное мышление всегда вызывают интерес у зрителей чутких и проницательных.

В причудливом мире премьерной «Анфисы» нашлось место чинным беседам, песням, мистике и любовной горячке.

На этот раз зрителям предложен настоящий любовный ребус, сентиментальная многоходовка, дающая большой простор и для зрительских эмоций, и для актерских перевертышей.

Присяжный поверенный, а попросту адвокат Федор Иванович Костомаров (Александр Гиренок) женат на интеллигентной Александре Павловне (Вероника Пляшкевич), но влюблен в ее старшую сестру — демоническую и непостижимую Анфису (Ольга Здярская). Говорит, что заприметил ее еще на собственной свадьбе… Что ж, с кем не бывает. Позже выясняется, что ему глянулась и самая младшая из сестер — Ниночка (Елизавета Гаврилова). Обе сестры ничуть не смущаются двусмысленности ситуации и до переживаний своей родственницы и законной супруги, находящейся в крайне унизительном положении, им никакого дела нет. Душевная черствость и эгоизм поражают до глубины души. Александр Гиренок уходит от своих прежних актерских красок и воплощает образ по‑настоящему мятущийся. Актрисы Вероника Пляшкевич и Ольга Здярская играют страстно и с энтузиазмом, показывая разные грани характеров и состояний своих героинь. Студентка БГАИ Екатерина Гаврилова создает свою Ниночку довольно амбициозной молодой хищницей. Носителем банальностей предстает гость дома Татаринов (Сергей Жбанков), человек интеллигентный, но, кажется, не способный к настоящим поступкам. Есть и другие сюжетные линии — например, самоубийство молодого гимназиста Померанцева, которое приводит сестер в замешательство лишь на краткий миг. Вообще эти андреевские три сестры отличаются от чеховских отсутствием сострадания.


Семейная драма интересна нюансами внутренних противоречий героев. Весь этот котел страстей, конечно же, взрывается скандалом на семейном торжестве по случаю крестин. Анфиса во всеуслышание называет себя любовницей Федора. Оскорблены все — и Александра Павловна, и ее родители — Павел Павлович Аносов (Денис Немцов) и Александра Ивановна Аносова (Инна Савенкова). Они выписаны автором сатирической краской. И если возникает на премьерной «Анфисе» редкий смешок, то связан он с четой Аносовых. «Все, стало быть, хорошие люди оказались один другого лучше. До того хорошие, что можно и по домам идти», — говорит, например, Павел Павлович. Есть и еще один персонаж, вызывающий непроизвольную улыбку. В «Анфисе» продолжает острохарактерную линию своего Фердыщенко из «Идиота» актер Олег Коц в образе циничного и шумного друга дома — Андрея Ивановича Розенталя. Например, он довольно оригинально поздравляет с Новым годом Бабушку (Екатерина Шатрова), свидетельницу всех страстей в доме: «С новым счастьем, с Новым годом, ну, и так далее. А вот зубы‑то уже не вырастут, бабушка?»
В премьерном спектакле занято много актерских дебютов, и зритель, думаю, с интересом познакомится с новыми лицами. Взвинченность и нездоровость отношений главных героев усилены атмосферной сценографией Аллы Сорокиной с явными готическими мотивами (этот дом больше напоминает средневековый замок) и оригинальными костюмами Татьяны Лисовенко. Постоянный соавтор режиссера — супруг и композитор Алексей Ереньков — своей музыкой подчеркивает всю сложность внутренних состояний героев. В этой музыке нет успокоенности и пасторальности, только нерв и тревога.
По мнению режиссера Валентины Ереньковой, ключ к пониманию поступков героев заложен в самом тексте пьесы.

Несмотря на то что многие беды героев продиктованы их собственным эгоизмом, все время кажется, что толкает их к бездне какая‑то невидимая инфернальная сила, которой они не могут противостоять. В общем, эмоциональная встряска зрителям обеспечена.








Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter