— По данным расшифровки переговоров между диспетчером и экипажем, давления со стороны белорусских диспетчеров не было. В соответствии со стандартом ИКАО командир принимает решение: либо он идет на запасной аэродром, либо в специализированный аэропорт, либо продолжает полет до аэропорта назначения.
До аэропорта назначения Вильнюс ему оставалось 70 километров, до Национального аэропорта Минск — 175 километров. Вместе с тем я считаю, что командиром (кстати, как выясняется, литовцем. — Прим. ред.) принято правильное решение. Он полетел на более оборудованный аэродром с более длинной взлетно-посадочной полосой, который не находится в пределах города, — заверил Артем Сикорский.
— Мы все видели снимки. Кто-то фотографировался на фоне аэропорта, кто-то еще где-то, но мы не видели ни одного снимка дежурного экипажа, который сопровождает этот самолет. Чтобы принудить к посадке самолет, дежурному экипажу нужно подойти на визуальную видимость и вплотную вступить в контакт с командиром экипажа. Чтобы он его увидел глазами, — добавил Игорь Голуб.
А ТЕПЕРЬ — ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ФАКТЫ
♦ 23 мая 2021 года на электронную почту Национального аэропорта Минск на английском языке поступило письменное сообщение следующего содержания: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delfi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом». С учетом серьезности поступившей угрозы информация из Национального аэропорта Минск была передана в соответствующие органы.
♦ Вход в воздушное пространство Беларуси состоялся в 12:30. После установления связи между белорусским диспетчером и экипажем воздушного судна сразу же была доведена информация о поступившей угрозе. В этот момент экипаж мог воспользоваться возможностью и принять решение вернуться во Львов, в Киев, сесть в Варшаве, продолжить полет до Вильнюса и так далее.
♦ После получения и уточнения информации экипаж рейса FR4978 в соответствии с установленными международными требованиями в 12:47 установил на борту самолета код ответчика 7700, указывающий на наличие аварийной ситуации, и в радиотелефонном режиме запросил помощь установленной фразой «MayDay». После этого экипаж сообщил, что принял решение совершить посадку в Национальном аэропорту Минск.
♦ Оперативному дежурному Центрального командного пункта военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны команда от диспетчера Национального аэропорта Минск поступила в 12:48.
♦ После соответствующих процедур и согласований Игорем Голубом было принято решение в 12:58 дать дежурному экипажу команду «Воздух».
♦ Дежурный экипаж в соответствии с требованиями руководящих документов и нормативов по времени нахождения в готовности номер один произвел взлет в 13:04. В это время воздушное судно уже находилось в районе Столбцов.
♦ В Национальном аэропорту Минск был введен в действие соответствующий аварийный план, в установленном порядке привлечены и приведены в готовность соответствующие службы аэропорта и другие органы госуправления. Посадка воздушного судна FR4978 в Национальном аэропорту благополучно совершена в 13:15.
♦ В 13:18 командование ВВС и войск ПВО получило информацию от диспетчера Минск-2 о том, что Boeing-737 ирландской авиакомпании благополучно совершил посадку. После этого дежурный экипаж, который находился в это время в зоне дежурства над аэродромом «Мачулищи», был направлен на аэродром «Барановичи».