Детство в кармане

В советские времена я с сестрой Милой и друзьями любила проводить летний отпуск на грузинском курорте Пицунда... Дело вкуса От Элеоноры Езерской

В советские времена я с сестрой Милой и друзьями любила проводить летний отпуск на грузинском курорте Пицунда. Достать туда путевку было трудно. Но «по блату» можно... Мы всеми правдами и неправдами «просачивались» в знаменитый пансионат. Там было невероятно красиво... На меня особенно сильное впечатление производили разбросанные повсюду скульптуры, скамейки — яркие, оригинальные, сделанные из разноцветной керамической плитки. Их создатель, Зураб Церетели, однажды присоединился к нашей веселой компании. Дружба с московским мэром Юрием Лужковым, многочисленные монументы в российской столице — все это было у него еще впереди. Очень скромно, опустив глаза, он выслушивал наши комплименты... И только спустя много лет, приехав в Барселону, я поняла причину излишней скромности художника. Все эти красочные «мозаики» грузинский скульптор подсмотрел у великого испанца Антонио Гауди...


Гауди был одновременно гением и городским сумасшедшим. Аскет, вегетарианец, масон (кстати, по этой причине его дома долго не показывали советским туристам)... Король стиля арт–нуво не любил женщин, обходился без них. Еще он терпеть не мог людей в очках... Жил в лачуге с оборванными обоями, накрывался старым пальто (да и новое было ненамного лучше)... Одевался в лохмотья, хотя в молодости слыл щеголем. Когда строил храм «Саграта фамилия», вообще жил на стройке. Свои дома он не строил, а ваял. «В природе нет прямых линий, не бывает одного цвета!» — утверждал он. И в его строениях отсутствуют эти прямые линии, острые углы; они — плавные, обтекаемые и всегда невероятно яркие... Они потрясают, восхищают, но кого–то и раздражают. Однако увидеть их хоть раз в жизни, думаю, нужно обязательно!


Каждый раз, когда я прилетаю в Барселону, прихожу к знаменитому дому Гауди «Каса–Мила» и стою вместе с другими туристами, буквально открыв рот... Это не дом в привычном смысле слова. Это — семиэтажная скала, изъеденная ветром и временем, где нет ни одной прямой линии. Действительно, от увиденного «едет крыша»... Кстати, сама крыша — целый аттракцион с необычными трубами, вентиляторами, лестничными выходами, чудищами и даже монахами в капюшонах. При наличии фантазии все это скоро начинает напоминать триллер...


До конца разгадать мир Гауди невозможно. Он был из тех, кто до старости носил детство в кармане. Из своих 18 построенных зданий 12 он подарил родной Барселоне. И определил стиль этого фантастического города... Кстати, когда в «Каса–Мила» приехала хозяйка, она ничего не поняла. В огромном доме не было ни одной комнаты с прямым углом. «А куда я поставлю рояль?!» — говорят, возмутилась она. «Мадам! — ответил скульптор. — Вам придется научиться играть на скрипке...»


На строительство храма «Святое семейство» Гауди пришел в 26 лет, строил его всю жизнь и так и не достроил. Но такого храма в мире больше нет. Он поражает воображение. Хотя из 12 задуманных башен Гауди построил только 3. Две венчают фрукты, а одну — его любимые цветы лилии... Стройка храма продолжается и сегодня на деньги жертвователей.


А парк «Гуэль» Антонио возвел на деньги фабриканта по фамилии Гуэль. Так богатый сеньор обессмертил свое имя. Кстати, чем не пример для белорусских богачей? Было трудно со стройматериалами, но Гауди был гением, и у него в ход пошли стеклянные бутылки, бракованная керамическая плитка... Когда будете там, обязательно обратите внимание на игрушечные по виду пряничные домики, пляшущую колоннаду — эффект достигается тем, что крайние колонны сознательно кривые... И, наконец, на бесконечную, яркую, с мозаикой из разноцветного битого стекла, скамейку. Каменную, но невероятно удобную!


Гауди погиб, попав под трамвай, когда ему было 74 года. Он так плохо выглядел и был столь неряшливо одет, что ни одно такси не хотело везти в больницу окровавленного гения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter