Рисовать для малышей — не так просто, как кажется
«Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в коробке принесли». О чем, о чем вы подумали?.. Это всего лишь детский стишок любимой Агнии Барто. Его без всякого подтекста читали нашим мамам, потом нам. И что интересно, мы тоже читаем своим детям, несмотря на всю тривиальность современных нравов. А чтобы никакие глупости даже случайно не смутили наивное юное сознание, показываем на рисунке под стишком славного пупса. Его нарисовали Ольга и Юрий Крупенковы — иллюстраторы детских книг. За 8 лет, придумывая образы сорок–ворон, лис Алис, Буратин, Мальвин и Золушек, они научились смотреть на мир неискушенным детским взглядом.
О.: Ребенок понимает и принимает все слишком буквально. Мы называем это «голой» выразительностью. На одном из наших рисунков огромный пушистый кот качает крохотную колыбель с младенцем. Этот кот никакой не мутант. Просто для малыша 2 — 3 лет он — настоящий большой зверь, а любой ребенок, как и он сам, маленькая «ляля». Для старших детей очень важны детали: костюмы, бантики, бусы. Причем у героев братьев Гримм и Андерсена одежда, оружие и другие атрибуты не могут быть одинаковыми, потому что жили эти писатели в разных странах, в разное время. Для того чтобы своими рисунками максимально дополнить авторский замысел, изучаем кучу различной литературы, в том числе энциклопедической.
Ю.: Некоторые детские произведения у взрослых действительно вызывают совершенно иные ассоциации. Важно правильно истолковать. Хотя один стишок мы все–таки нарисовали так, как увидели его сами. А может, автор имел в виду именно это?! Вот как вы себе представляете картину «баба сеяла горох, прыг–скок, прыг–скок»? Она что, по огороду вприпрыжку передвигалась? Вот мы и нарисовали яркую привлекательную женщину слегка «навеселе», а рядом — стол со смачной закуской и традиционным графином.
О.: Моя первая персональная выставка иллюстраций состоялась в кинотеатре «Москва», когда я училась в 7–м классе художественной школы. Меня потрясла сказка Метерлинка «Синяя птица». Вдохновленная, я сделала около 150 больших и маленьких рисунков.
В 13 лет мне дали задание нарисовать несколько рисунков к «Пособию для ветеринарного техникума». Изобразить необходимо было здорового и больного теленка. Честно говоря, выросшая в городе, тогда я слегка путала даже телят с жеребятами. А как выглядят больные звери, вообще представляла с трудом. Пришлось развивать воображение. Помню, что вид у второго теленка, с опущенной головой, открытым ртом и почти закрытыми глазами действительно был нездоровым.
Ю.: Первые книжки мы адресовали сыну. Мы показывали ему рисунок и просили описать. «Жалко козлика», — сочувствовал Миша, разглядывая рисунки к песенке о сереньком козлике, от которого «остались рожки да ножки». Значит, эффект был достигнут. Однажды долго не знали, как изобразить сон кошки, которой, конечно же, снятся мыши. Прочитали стихотворение ребенку, и он предложил очень оригинальную идею, до которой сами никогда бы не додумались. Кошка во сне видела себя сидящей за столом, а на большом блюде лежали аппетитные мышки.
— Рисовать веселые картинки, наверное, очень легко и весело?
О.: Одна из наших любимых книг — сборник детских потешек «Баюшки–баю» для самых маленьких. Оформили мы его на одном дыхании. Там каждая потешка — образ, ничего не надо придумывать.
Ю.: Зато рисунки для обучения детей–дошколят вызвали определенные затруднения. Мы готовили таблицы, состоящие из серий картинок по различной тематике: игрушки, звери, птицы... Была там серия «Продукты питания». Колбасу нарисовали легко, а вот изображение одинокой котлеты, как ни пытались, скорее напоминало лепешку и вызывало совершенно другие ассоциации. Мы решили уложить «деликатес» на тарелку и показали методистам, курирующим проект. Были весьма удивлены, когда узнали, что на нашей тарелке лежала, оказывается, не котлета, а шницель! «Как вы это определили?» — просто опешили мы, на что специалисты детского образования абсолютно серьезно ответили: котлета на 2 см короче!
О.: Задание «жареная рыба» тоже привело нас в замешательство. В конце концов мы купили рыбу, пожарили, порезали на кусочки и Юра рисовал с натуры. Но самым трудным был рисунок под названием «Дойка на ферме». Как изобразить бабушку, которая доит корову, известно, и таких рисунков много, а вот как это происходит на ферме? Чтобы не врать детям, Юра отправился в колхоз и прямо в коровнике делал наброски.
Ю.: Изображали мы грустную сцену из «Золотого ключика»: Карабас Барабас собирается подбросить Буратино в качестве полена в кострище, на котором на вертеле жарится птица. На рисунке стоит разъяренный Барабас, несчастный Буратино — и это все на фоне очага, в котором действительно жарится птица, ...только без вертела. Его мы нарисовать забыли — ощипанная птица висит в воздухе и жарится, как бы летая. Несмотря на эту мистику, именно этот рисунок на выставке в Братиславе выбрали для презентационного каталога. Похожая история вышла с бравым служивым из «Аты–баты, шли солдаты». По нашему замыслу, он лихо отстукивает барабанную дробь. Для этого у него есть барабан, палочки, но, к сожалению, нет ремня, на котором держится инструмент. Он вроде как летит впереди солдата. Эти рисунки мы решили оставить по–настоящему сказочными и ничего не доделывали. Можете убедиться — они сейчас на нашей выставке в Музее современного изобразительного искусства.
— Каждый художник и Колобка, и Красную Шапочку представляет по–своему. На кого похожи ваши герои?
О.: Все мои девочки с зачесанными назад волосами очень похожи на меня саму. Когда пришлось рисовать Обжору, я даже не перебирала разные варианты, так как сразу вспомнила нашего доброго знакомого, который очень любит вкусно поесть. Мой дядя Юра — человек с настолько благородной внешностью, что как только я задумываюсь о каком–то добром герое, рука невольно рисует дядю. Он запечатлен во многих произведениях. Наверное, я раскрою страшную тайну, если скажу, что Мальвина — эта чудесная «девочка с голубыми волосами» на самом деле имеет совершенно другой цвет волос и учится в одной из минских школ. В другую школу ходит двойник одного из «братьев» Шварца.
— Получается, что в сказку может попасть каждый?
О. и Ю.: Главное, чтобы она хорошо заканчивалась!
Справка «СБ»
Ольга Крупенкова — член Белорусского союза художников. Работает в области станковой и книжной графики. Ее работы хранятся в Музее печатной графики (Токио), в Литографской академии (Тадахом, Швеция), находятся в коллекции университета Мэриленда (США), в Музее современного изобразительного искусства (Минск). Также приобретены галереями и частными коллекционерами в Италии, США, Нидерландах, России, Беларуси.
Справка «СБ»
Юрий Крупенков — член Белорусского союза художников. Живописец. Удостоен главного приза Республиканского художественного конкурса–выставки «Холокост глазами художника». Работы экспонировались на многочисленных выставках, приобретены частными коллекционерами разных стран.
Детские сказки для взрослых
Рисовать для малышей — не так просто, как кажется