Детские сказки для взрослых

Рисовать для малышей — не так просто, как кажется
Рисовать для малышей — не так просто, как кажется

«Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в коробке принесли». О чем, о чем вы подумали?.. Это всего лишь детский стишок любимой Агнии Барто. Его без всякого подтекста читали нашим мамам, потом нам. И что интересно, мы тоже читаем своим детям, несмотря на всю тривиальность современных нравов. А чтобы никакие глупости даже случайно не смутили наивное юное сознание, показываем на рисунке под стишком славного пупса. Его нарисовали Ольга и Юрий Крупенковы — иллюстраторы детских книг. За 8 лет, придумывая образы сорок–ворон, лис Алис, Буратин, Мальвин и Золушек, они научились смотреть на мир неискушенным детским взглядом.

О.: Ребенок понимает и принимает все слишком буквально. Мы называем это «голой» выразительностью. На одном из наших рисунков огромный пушистый кот качает крохотную колыбель с младенцем. Этот кот никакой не мутант. Просто для малыша 2 — 3 лет он — настоящий большой зверь, а любой ребенок, как и он сам, маленькая «ляля». Для старших детей очень важны детали: костюмы, бантики, бусы. Причем у героев братьев Гримм и Андерсена одежда, оружие и другие атрибуты не могут быть одинаковыми, потому что жили эти писатели в разных странах, в разное время. Для того чтобы своими рисунками максимально дополнить авторский замысел, изучаем кучу различной литературы, в том числе энциклопедической.

Ю.: Некоторые детские произведения у взрослых действительно вызывают совершенно иные ассоциации. Важно правильно истолковать. Хотя один стишок мы все–таки нарисовали так, как увидели его сами. А может, автор имел в виду именно это?! Вот как вы себе представляете картину «баба сеяла горох, прыг–скок, прыг–скок»? Она что, по огороду вприпрыжку передвигалась? Вот мы и нарисовали яркую привлекательную женщину слегка «навеселе», а рядом — стол со смачной закуской и традиционным графином.

О.: Моя первая персональная выставка иллюстраций состоялась в кинотеатре «Москва», когда я училась в 7–м классе художественной школы. Меня потрясла сказка Метерлинка «Синяя птица». Вдохновленная, я сделала около 150 больших и маленьких рисунков.

В 13 лет мне дали задание нарисовать несколько рисунков к «Пособию для ветеринарного техникума». Изобразить необходимо было здорового и больного теленка. Честно говоря, выросшая в городе, тогда я слегка путала даже телят с жеребятами. А как выглядят больные звери, вообще представляла с трудом. Пришлось развивать воображение. Помню, что вид у второго теленка, с опущенной головой, открытым ртом и почти закрытыми глазами действительно был нездоровым.

Ю.: Первые книжки мы адресовали сыну. Мы показывали ему рисунок и просили описать. «Жалко козлика», — сочувствовал Миша, разглядывая рисунки к песенке о сереньком козлике, от которого «остались рожки да ножки». Значит, эффект был достигнут. Однажды долго не знали, как изобразить сон кошки, которой, конечно же, снятся мыши. Прочитали стихотворение ребенку, и он предложил очень оригинальную идею, до которой сами никогда бы не додумались. Кошка во сне видела себя сидящей за столом, а на большом блюде лежали аппетитные мышки.

— Рисовать веселые картинки, наверное, очень легко и весело?

О.: Одна из наших любимых книг — сборник детских потешек «Баюшки–баю» для самых маленьких. Оформили мы его на одном дыхании. Там каждая потешка — образ, ничего не надо придумывать.

Ю.: Зато рисунки для обучения детей–дошколят вызвали определенные затруднения. Мы готовили таблицы, состоящие из серий картинок по различной тематике: игрушки, звери, птицы... Была там серия «Продукты питания». Колбасу нарисовали легко, а вот изображение одинокой котлеты, как ни пытались, скорее напоминало лепешку и вызывало совершенно другие ассоциации. Мы решили уложить «деликатес» на тарелку и показали методистам, курирующим проект. Были весьма удивлены, когда узнали, что на нашей тарелке лежала, оказывается, не котлета, а шницель! «Как вы это определили?» — просто опешили мы, на что специалисты детского образования абсолютно серьезно ответили: котлета на 2 см короче!

О.: Задание «жареная рыба» тоже привело нас в замешательство. В конце концов мы купили рыбу, пожарили, порезали на кусочки и Юра рисовал с натуры. Но самым трудным был рисунок под названием «Дойка на ферме». Как изобразить бабушку, которая доит корову, известно, и таких рисунков много, а вот как это происходит на ферме? Чтобы не врать детям, Юра отправился в колхоз и прямо в коровнике делал наброски.

Ю.: Изображали мы грустную сцену из «Золотого ключика»: Карабас Барабас собирается подбросить Буратино в качестве полена в кострище, на котором на вертеле жарится птица. На рисунке стоит разъяренный Барабас, несчастный Буратино — и это все на фоне очага, в котором действительно жарится птица, ...только без вертела. Его мы нарисовать забыли — ощипанная птица висит в воздухе и жарится, как бы летая. Несмотря на эту мистику, именно этот рисунок на выставке в Братиславе выбрали для презентационного каталога. Похожая история вышла с бравым служивым из «Аты–баты, шли солдаты». По нашему замыслу, он лихо отстукивает барабанную дробь. Для этого у него есть барабан, палочки, но, к сожалению, нет ремня, на котором держится инструмент. Он вроде как летит впереди солдата. Эти рисунки мы решили оставить по–настоящему сказочными и ничего не доделывали. Можете убедиться — они сейчас на нашей выставке в Музее современного изобразительного искусства.

— Каждый художник и Колобка, и Красную Шапочку представляет по–своему. На кого похожи ваши герои?

О.: Все мои девочки с зачесанными назад волосами очень похожи на меня саму. Когда пришлось рисовать Обжору, я даже не перебирала разные варианты, так как сразу вспомнила нашего доброго знакомого, который очень любит вкусно поесть. Мой дядя Юра — человек с настолько благородной внешностью, что как только я задумываюсь о каком–то добром герое, рука невольно рисует дядю. Он запечатлен во многих произведениях. Наверное, я раскрою страшную тайну, если скажу, что Мальвина — эта чудесная «девочка с голубыми волосами» на самом деле имеет совершенно другой цвет волос и учится в одной из минских школ. В другую школу ходит двойник одного из «братьев» Шварца.

— Получается, что в сказку может попасть каждый?

О. и Ю.: Главное, чтобы она хорошо заканчивалась!


Справка «СБ»

Ольга Крупенкова — член Белорусского союза художников. Работает в области станковой и книжной графики. Ее работы хранятся в Музее печатной графики (Токио), в Литографской академии (Тадахом, Швеция), находятся в коллекции университета Мэриленда (США), в Музее современного изобразительного искусства (Минск). Также приобретены галереями и частными коллекционерами в Италии, США, Нидерландах, России, Беларуси.


Справка «СБ»

Юрий Крупенков — член Белорусского союза художников. Живописец. Удостоен главного приза Республиканского художественного конкурса–выставки «Холокост глазами художника». Работы экспонировались на многочисленных выставках, приобретены частными коллекционерами разных стран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter