В РНПЦ оториноларингологии делают новые уши

Держите новое ухо востро

За последние 10 лет специалисты РНПЦ оториноларингологии совершили вертикальный взлет. Новые технологии здесь осваивают невероятно быстро, каждый месяц проводя до ста улучшающих слух операций. Цель врачей — сделать так, чтобы в Беларуси не осталось домов–интернатов для глухих и слабослышащих детей. И понятие «инвалид по слуху» перестало существовать. Итак, что же мы можем на сегодня?



Протезирование ушных раковин на титановых имплантах врачи освоили еще в 2011 году, причем первыми в СНГ. Тогда у пациентки — 7–летней девочки из Столина — после случившегося в частном доме пожара ожог составлял 60% тела. «Ушки у ребенка сгорели полностью, но мы их ей восстановили, — рассказывает, листая историю болезни, заместитель директора по клинической работе РНПЦ оториноларингологии Николай Гребень. — Кому–то ухо оторвала агрессивная собака, кто–то перенес онкологическое заболевание, но до 95% пациентов, нуждающихся в операции, имеют врожденные пороки развития. Когда у ребенка изначально нет ушной раковины или она заметно деформирована, слуховой проход и косточки среднего уха отсутствуют. Плюс высокая степень тугоухости. Ежегодно в стране рождается 20 — 30 таких детей. Подрастая, они очень сильно переживают из–за своей особенности. А после операции радости их нет предела! Ведь им не только восстанавливают слух, но и формируют искусственное ушко».

Другая методика на медицинском языке называется «одномоментное экзопротезирование ушной раковины силиконовым протезом на титановых опорах с имплантацией среднего уха системой костной проводимости». А проще говоря, под микроскопом врач выполняет тончайшую работу — вживляет внутреннюю часть импланта, а спустя 3 — 4 недели присоединяет речевой процессор, который настраивают при помощи компьютерной программы. Имплант приводит в действие среды внутреннего уха, и случается обыкновенное чудо — слух возвращается! Причем человек слышит не только включенные на полную мощность динамики и «стрельбу» фейерверка, но и тихую речь.

Во время операции в области височной кости хирург крепит две опоры для будущего силиконового протеза ушной раковины. Его в лаборатории центра изготавливает специалист–анапластолог, снимая предварительно слепок со здорового уха либо с «отпечатка» одного из родителей. Потом протез окрашивают, добиваясь максимальной естественности. В общем, восстановленное ушко выглядит совсем как настоящее. Впервые такую операцию выполнили в центре в начале прошлого года 19–летней девушке из Витебской области. У нее был врожденный порок развития наружного и среднего уха, тугоухость 3–й степени. Приходилось носить специфическую прическу, маскируясь. А после операции домой она вернулась со слухом и с ухом.

— На пространстве СНГ наибольшее число таких операций делают именно в нашей стране, — подчеркивает Николай Иванович. — Мы выполнили уже около 40 подобных вмешательств. Если говорить о стоимости, то цена системы имплантации среднего уха — 10 тысяч евро. Но все расходы берет на себя государство. Взрослые люди оплачивают только эстетическое восстановление ушной раковины. Для детей бесплатно все... А ведь прежде попытки «сделать» ухо у пластических хирургов для наших пациентов были неудачными. Помню молодого человека, который перенес восемь (!) таких операций. Ему делали аутопластику — пытались пересадить хрящ ребра, после собственные мягкие ткани и т.д. Итог — множество рубцов и отсутствие эстетики. Мы сделали ему экзопротезирование наружного уха, теперь все благополучно.

Когда дело еще серьезнее, и речь идет о тугоухости 4–й степени, выручает кохлеарный имплант. Это спасение для малышей, рожденных глухими или из–за разных причин потерявших слух. Здесь нельзя терять время. Успеть установить такой имплант надо до трех лет. Тогда реабилитация слуха и речи пройдет быстро. К слову, выручает такое устройство и людей, потерявших способность слышать из–за травмы или менингита...

Кроме этих технологий, в РНПЦ оториноларингологии применяют немало других. Какую выбрать, врач решает, изучив результаты компьютерной томографии, тональной и речевой аудиометрии. Что показательно, на все операции по «слухоулучшению» нет листа ожидания.

КСТАТИ

Нередко люди теряют слух из–за экссудативного или хронического отита. Что делать? В барабанную полость врачи устанавливают эндопротезы слуховых косточек из титана, которые заменяют неработающие «элементы» среднего уха. С 2009 года в центре ставят до 250 таких имплантов ежегодно. Возрастных ограничений нет. Оперируют даже людей старше 70. Однако возможно это в том случае, когда не поражен слуховой нерв — есть резерв для восстановления слуха. Нет его — пассивный имплант, выполняющий только механическую функцию, здесь не помощник. Но и это не безвыходная ситуация. Решит проблему система имплантации среднего уха воздушной проводимости.

ЦИФРЫ «СБ»

В РНПЦ оториноларингологии приезжают на лечение пациенты из России, Украины, Молдовы, Казахстана, Туркменистана, Грузии, других стран ближнего зарубежья. А также из Ливии, Словении, Китая, Италии, США, Турции, Англии, Германии, Кореи... Привлекает соотношение цена — качество. В 2014 году центр на экспорте медицинских услуг заработал 130 тысяч у.е., за 8 месяцев 2015–го — 100 тысяч у.е.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 178 (24808). четверг, 17 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter