Деревенская проза

Об агротуризме

Последние пять лет самая модная тема в туризме — агроусадьбы. Не сказать, однако, что благодаря развитию этой сферы произошли огромные изменения в экономике страны и ее культурном облике. Но у сотен семей появился реальный способ заработать на своей смекалке, а у деревни — надежда на выживание в сужающемся кольце городов.


Деревенские домики, принимавшие гостей на выходные и на все лето, существовали и раньше. Объявления о съеме поместий никогда не уходили со страниц рекламных газет. Но агротуризм подразумевает не только съем, но и определенную культуру быта. Владелец такой усадьбы должен сохранить или воссоздать старый крестьянский уклад жизни на своем подворье и вписать его в современный «лайф стайл» — в общем, сделать этакое ретро со всеми удобствами.


Что получилось? Некоторые открывшиеся усадьбы быстро обзавелись постоянными клиентами и развиваться дальше, расстраиваться у их владельцев нет особого желания. Им и так хорошо. В большинстве своем это люди предпенсионного возраста, «напахавшиеся» за жизнь, заработавшие неплохой капитал, чтобы старость была в радость, и уехавшие в деревню на покой. «Фишка» сельского туризма для них — лишь повод придать высший смысл своим, по сути, дачным домикам, обставленным антиквариатом.


Посещая агроусадьбы в разных уголках страны, я спрашиваю у владельцев: какова рентабельность ваших предприятий? И чаще всего слышу ответ: прибыли нет. А в подтексте этих слов угадываю, что никто и не ставит цель озолотиться. Ну принимают гостей на выходные. Да разве заработаешь за один уик–энд серьезные деньги, если выручка с компании (а индивидуальных туристов не любят — много внимания требуют, предпочитают приглашать в гости группы) редко оказывается больше, чем 100 долларов?


Может, никакого агротуризма как явления у нас и нет и все это иллюзия? Вовсе нет. Есть немало усадеб, где работают с клиентурой, строят правильные финансовые схемы и имеют выгоду. Конечно, речь не идет да и не может идти об умопомрачительных цифрах. Но суть не в этом. Главное, что впервые у белоруса на селе появилась возможность реализовать свой частновладельческий потенциал без всяких ограничений. Кто умный — тот этим пользуется.


Нынешняя история с агротуризмом — уникальна. Во–первых, она родилась в «третьем секторе», вышла из недр общественной организации «Отдых в деревне». И лишь затем к ней подключились Белагропромбанк, органы госуправления. Во–вторых, ни одна из сфер бизнеса не облагается столь смешным налогом, как сельский туризм, одна базовая величина в год.


С другой стороны, если уже теперь понятно, что агроэкотуризм не стал массовым, то почему его нужно по–прежнему поддерживать? Здесь я вижу два повода продолжать эксперимент. Во–первых, уже существующие подворья отчасти закрывают проблему придорожного сервиса и отельной базы в провинции. Например, вы едете в глушь, но гостиница в райцентре вас не устраивает. Рядом между тем, вполне вероятно, есть симпатичное поместье, в котором за те же деньги можно и переночевать, и поужинать, и принять горячий душ. К тому же, если на трассах появятся указатели к усадьбам, это даст очередной толчок их развитию и появлению новых «точек» на карте. В конце концов, чем больше таких оазисов будет во всех уголках страны — тем лучше для всех: и владельцев, и гостей, и государства.


Во–вторых, агроусадьбы дают шанс на выживание деревень. Если в селе появляется новый дом — то, скорее всего, местный уроженец открыл здесь агроусадьбу. Ее сразу заметно по яркому цвету стен, всяческим изыскам — флюгеру, башенкам, вокруг всегда море цветов да горшков на плетнях. Все красиво и сказочно. Этакая сельская идиллия. На фоне покосившихся хат, где доживают свой век старушки, смотрится и вызывающе, и обнадеживающе.


Сперва хозяин обустроит свое подворье, а затем, почувствовав под ногами твердую почву, начнет осматриваться: как не дать загнуться всей деревне да еще завлечь сюда туристов. Обычно такие люди находят язык с местной властью и совместным мозговым штурмом обнаруживают «ходы», по которым привлекают в «родны кут» инвестиции. Причем не только кредиты под агротуризм, но и более серьезные суммы под проекты посолиднее. В том числе из–за рубежа.


Так что инициатива, призванная развивать сельский туризм, вполне может стать спасательным кругом для крестьянской цивилизации в целом. Ведь на земле, а не на асфальте зиждется наша самобытность. Только не спасать деревню надо, а обустраивать — всеми современными удобствами. Кажется, той тысяче хозяев агроусадеб, которые существуют в стране, это понемногу удается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter