85 лет со дня основания Государственного симфонического оркестра

День рождения оркестра

Беседа с главным дирижером Государственного симфонического оркестра Беларуси Александром Анисимовым

Ветер треплет плакат на белой стене: художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов во фраке и с бабочкой, в руках — дирижерская палочка. Надпись на растяжке сообщает, что парадный выход маэстро на сцену Белгосфилармонии назначен на 26 сентября. Повод солидный — 85 лет со дня основания симфонического оркестра, у руля которого Анисимов стоит уже 12 лет. Сам знаменитый музыкант в это время позирует рядом с плакатом: без бабочки, но все с той же дирижерской палочкой. С начала концертного сезона маэстро ни на минуту не выпускает ее из рук. Репетирует с утра и до поздней ночи.


— Александр Михайлович, спешим поздравить! 85 лет даже по оркестровым меркам — внушительный срок.


— Спасибо большое. Эти 85 лет были бы невозможны без дыхания зала, как я его называю. Благодаря публике и только для нее мы живем и творим.


— Чем будете потчевать минских слушателей на юбилейном концерте?


— Мы решили отметить юбилей не просто концертом, а целой серией выступлений в сентябре–октябре. День рождения оркестра — хороший повод показать мастерство наших музыкантов и разные стили исполнения классики. Сегодня публику ждут сочинения двух великих композиторов — Рихарда Штрауса и Петра Чайковского. Кстати, Симфонией № 6 последнего одновременно открывается концерт цикла «Все симфонии Чайковского». Вечером на сцену выйдет давний друг нашего оркестра, российская певица Ирина Крикунова.


— Любите вы Чайковского. Без произведений Петра Ильича не обходится практически ни один концерт.


— Это сказывается мое личное пристрастие к композитору. Кроме того, нашему оркестру близок его стиль страстной романтики.


— На европейские гастроли тоже Чайковского повезете?


— И не только. В Европе у нас запланированы выступления в Варшаве и Братиславе, где мы уже второй раз будем принимать участие в знаменитом осеннем Международном музыкальном фестивале классической музыки. Потом вернемся в Минск. Заключительным аккордом празднования 85–летия оркестра станет концерт, открывающий фестиваль «Белорусская музыкальная осень». На нем хочу отдать дань белорусским композиторам. Их творчеству посвятим все первое отделение. Поклонников классической музыки ждут две премьеры: концерт для клавишных инструментов, солистка — Настасья Хрущева, композитор — Виктор Копытько, и Симфония № 5 Вячеслава Кузнецова — масштабное произведение, в исполнении которого задействованы оркестр и хоровая капелла Белгосфилармонии. Так выглядит наш юбилейный альбом.


— Заметила, что последние несколько сезонов и афиша Белгосфилармонии, и афиша театра оперы и балета все ярче пестрит белорусскими именами и произведениями.


— За театр оперы и балета не скажу, а за свой оркестр отвечу. Когда в 2001 году я стал его худруком, то поставил перед собой две задачи: во–первых, вернуть старого зрителя, а во–вторых — приобрести нового. До этого ведь какая ситуация была? Оркестр играл белорусскую музыку, послушать которую приходили 7 — 8 родственников композитора. Меня такая ситуация не устраивала. Играть для пустого зала, сами понимаете, не хотелось. Тогда я пошел на радикальный шаг и убрал из репертуара все белорусские произведения. Да, меня критиковали. Но это принесло свои плоды: играя мировую классику, мы завоевали доверие зрителя, залы набивались битком. Со временем я стал дозированно вводить в репертуар и белорусские произведения. И зритель не отвернулся! Сегодня мы играем музыку Мдивани, Кузнецова, Гореловой при полном аншлаге.


— Не означает ли это, что люди идут не столько на музыку, сколько на маэстро Анисимова?


— Допускаю такую мысль. Но это означает и то, что я смог завоевать доверие публики. Зрители соглашаются со мной: раз Анисимов предлагает нам Кузнецова и Копытько, значит, это действительно хорошая музыка. За последние 5 лет мы уже привыкли к вниманию, любви и почитанию таланта наших музыкантов. Я уже не мыслю незаполненного зала. Меня устраивают только аншлаги.


— Конкурируете с Большим театром за внимание публики?


— Конкуренция есть. Но есть и дружба. Многие музыканты нашего оркестра по совместительству работают в Большом и наоборот. Другое дело, что зарплата ведущего музыканта театра оперы составляет 5,5 миллиона рублей, а филармонии — 3,5 миллиона. Разница существенная. Такого ущемления, на мой взгляд, быть не должно. Почему музыканты симфонического оркестра должны получать меньше своих коллег из театра оперы? Материальная сторона вопроса для оркестра сегодня очень актуальна. Мы — штучный товар, элита страны. Людей, которые рождаются с таким талантом, немного. Но они могут полноценно творить лишь в том случае, когда есть результат и материальное поощрение. К сожалению, случаи, когда музыканты уходят по причине низкой заработной платы, нередки. Я на это смотрю с пониманием. Особенно если талантливые парни и девушки пробивают себе дорогу в лучшие оркестры мира. В этом сезоне, например, мы будем работать без трех музыкантов, которые перешли в оркестр Гергиева. И я искренне рад за них. Потому что на сегодня оркестр Мариинского театра — лучший в мире. Мне хочется верить, что в наш юбилейный год ситуация с заработной платой будет пересмотрена и в конечном счете исправлена.


— Какие еще желания оркестр загадал на день рождения?


— Все те же: наш парк инструментов, как я его называю, не обновлялся уже давно. Из 50 имеющихся у нас единиц всего 20 работают удовлетворительно, остальные — ветхие залатанные «инвалиды». Я прекрасно понимаю, что инструменты стоят немало, например, одна валторна обойдется в 15 — 20 тыс. евро. Но без них мы не сможем показать публике все то, на что способны.


— На ваш взгляд, любовь к филармонической музыке у публики с годами угасает или, наоборот, становится все глубже и взаимнее?


— Любовь эта только крепнет. Мы стараемся делать каждую программу захватывающей и разнообразной. Работаем и над рекламой — это важный шаг на пути к продвижению нашего брэнда. Но в этом деле ни в коем случае нельзя мухлевать. Ведь как часто бывает: соблазнится зритель на рекламу, придет на концерт и получит на выходе непонятно что. Мы же хотим, чтобы те, кто поверил нам, не ушли из зала обманутыми. Прилагаем для этого все усилия, и зрители платят нам взаимностью.


Справка «СБ»


Александр Анисимов — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Беларусь. Окончил Ленинградскую (1975) и Московскую (1980) консерватории. Работал в Ленинградском малом (1975 — 1980), в Пермском (1984 — 1989) театрах оперы и балета. В 1980 — 1984 годах и с 1989 года — главный дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. С 2001 года — главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси.


Состоит во втором браке. Имеет троих детей, четверых внуков.

 

Советская Белоруссия №181 (24317). Четверг, 26 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter