«Желтые жилеты» испытывают на прочность не только Францию

Демократия с булыжником

На Елисейских Полях отмывают стены, меняют разбитые стекла, подметают осколки. Хозяева магазинов и кафе в панике подсчитывают убытки. Владельцы сожженных и поврежденных автомобилей осаждают страховые компании с требованиями возмещения ущерба. Предприниматели требуют от правительства защиты от грабителей и мародеров. В скорбном списке — четверо погибших. В больницах полно раненых и пострадавших от уличных беспорядков. Столь удручающее зрелище представляет сегодня гламурный и вечно молодой Париж, культурная столица западной цивилизации. Но еще печальнее, что у французских властей, похоже, нет быстрого и эффективного рецепта выхода из нынешнего кризиса.


В Париж ввели бронетехнику

Такой уличной вакханалии демократичная Франция не знала, пожалуй, с судьбоносного 1968 года. В минувшую субботу противостояние власти и бунтовщиков переросло в настоящую схватку. В Париже, Лилле, Лионе, Марселе, Нанте, Тулузе и других городах манифестации сопровождались ожесточенными столкновениями с полицией. Число принявших участие в акциях протеста по всей республике превысило 136 тысяч человек. На защиту правопорядка вышли десятки тысяч полицейских, пожарных, вывели конные подразделения жандармерии. Впервые с 1944 года, со времен освобождения Парижа, в центре столицы, не на параде, появилась бронетехника. Интернет и соцсети пестрят фотографиями, иллюстрирующими брутальные действия силовиков, которые были вынуждены успокаиваить смутьянов водометами, светошумовыми гранатами и прочими спецсредствами. Около двух тысяч манифестантов были задержаны. Большинство остаются под стражей. Их подозревают «в заговоре с целью совершения насилия или подстрекательстве к совершению преступления».


В чем причина протеста

Понятно, что повышение налогов на топливо и как следствие рост цен на бензин и дизель стало лишь спусковым крючком для всплеска народного недовольства. Истинная же его причина в том, что миллионы людей, которые еще совсем недавно считали себя средним классом, сегодня уже не чувствуют себя столь же защищенными и требуют более справедливого перераспределения ресурсов.


Демократия — вопрос тонкий

Весь мир в эти дни воочию увидел: когда дело доходит до элементарного наведения порядка и обеспечения национальной безопасности, вежливая и правильная европейская полиция не церемонится и наводит этот порядок всеми возможными способами. Париж в огне, десятки раненых, тысячи арестованных. И при этом молчат правозащитники, не слышно душераздирающих возгласов о нарушениях свободы слова, как воды в рот набрали и некоторые наши независимые СМИ. Дескать, так и надо. Не мешайте. Власть наводит порядок. Во Франции быстро смекнули, что в недовольной толпе народа могут оказаться радикально настроенные силы, готовые в любой момент перевернуть лодку и смести законную власть. Когда под вопросом оказалась общественная безопасность, красивые слова о демократии отошли на второй план.


Как тут не вспомнить 2010 год, когда отдельные горячие головы попытались устроить в Минске белорусский майдан. Их действия силовики пресекли быстро и профессионально. При этом в нашей стране ни разу не применяли водометов и не распыляли газ. Тем не менее Запад не уставал год за годом попрекать Беларусь в диктатуре...
Кстати, не об этом ли говорил и предупреждал западных политиков и экспертов Александр Лукашенко во время встречи Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности в Минске в ноябре этого года? Давайте вспомним эти слова и подумаем:

— Посмотрите, какие процессы происходят у вас, на Западе. Вы скоро приедете к нам учиться нашей демократии, потому что в основе ее лежат стабильность и нормальная жизнь людей...
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

— Тенденция все большего расслоения общества характерна нынче для всех западных стран, — рассуждает доктор политических наук Сергей Кизима. — У богатых доходы резко растут, у представителей среднего класса и бедных слоев населения ситуация либо заморожена либо наблюдается падение доходов. Добавьте к этому высокий уровень безработицы в стране — более девяти процентов. Это в два с лишним раза выше, чем в Германии. И пока правительство бессильно что–то изменить. Отягчающим обстоятельством служит тот факт, что самые активные участники протестов — это молодые люди. Только представьте, каждый пятый молодой человек во Франции не имеет средств к существованию. Сочетание этих факторов плюс традиционно высокая политическая активность французского общества привели к столь мощной волне протестов.


Декан факультета международных отношений БГУ Виктор Шадурский указывает на еще более глубинные причины происходящего:

— Нынешнее положение отражает неравномерность и цикличность социально–экономического развития государств. Более 200 лет назад Китай и Индия производили 54 процента мирового валового продукта. Затем пальма первенства перешла к Западу. Сегодня производство, мастерские мира снова смещаются в Азию. Экспорт из Европы сокращается, отрицательный баланс в торговле растет. В итоге западные государства, долгое время переживавшие экономический бум и гарантировавшие высокие социальные стандарты, сейчас стоят перед вопросом, чем восполнить потери, как обеспечить привычную динамику развития. Социалисты при Франсуа Олланде пытались решить проблему введением налога на роскошь. Но идея с треском провалилась, большинство богачей просто бежали из страны, чтобы сохранить свои деньги. Теперь отдуваться приходится среднему классу и бедным слоям общества. Они, естественно, на это реагируют. Причем не всегда законными способами. Когда власть не способна обеспечить социальную справедливость, защитить людей от преступности и мигрантов, обеспечить доступность медицины и образования, решить вопросы с трудоустройством — народ начинает решать эти вопросы по–своему.

konon@sb.by

bakun@sb.by

Фото РЕЙТЕР.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter