Дело ясное, что дело мокрое

Жильцы улицы Миколуцкого в Шклове боятся... весны.
Жильцы улицы Миколуцкого в Шклове боятся... весны. В марте прошлого года, к примеру, им пришлось спешно покидать свои дома. В некоторых домах воды было по колено. Тогда люди попросили чиновников компенсировать им материальный ущерб и, поскольку бедствие случается не впервые, возвести водозащитные сооружения, чтобы подобное впредь не повторялось. Но им отказали! Дескать, в 100 раз дешевле будет построить вам другие дома.

...В кабинете заместителя председателя Шкловского райисполкома Евгения Семенкевича было жарко — эмоции били через край. Жильцы улицы Миколуцкого обвиняли чиновников в бездействии, Семенкевич тоже горячился, считая эти обвинения безосновательными: «Мы сделали все от нас зависящее. Когда был паводок, всем бесплатно выдали резиновые сапоги, организовали круглосуточное дежурство на улице, плавали на лодках, предлагали помощь. Двум семьям, чьи дома не были застрахованы, в зависимости от степени нанесенного стихией ущерба выплатили компенсации. Одной — 150 тысяч рублей из районного бюджета, другой — 380 тысяч из областного». «А дальше–то что? — нервничали люди. — Где гарантия, что по весне нас опять не затопит?»

Никакой гарантии им, естественно, дать никто не может. Более того: заместители председателей и рай– , и облисполкома роняли в разговоре со мной, что люди сами виноваты, раз решили строиться в зоне затопления. Тогда, в конце 80–х, новоселов действительно предупреждали: раз в 50 лет сюда может прийти большая вода. Тем не менее архитектор почему–то разрешил строительство, а строители не подняли дома на более высокий фундамент, поскольку руководители организаций, на чьи средства возводилось жилье, экономили на каждом кирпиче. В итоге построившие коттеджи в живописном месте на берегу реки Серебрянка уже трижды пострадали от паводка.

— Председатель райисполкома Валерий Иванов с заместителем председателя Могилевского облисполкома, председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям Леонидом Шкрадюком прошлой весной по улице на лодке проплыли, пообещали: как только вода сойдет, обследуем каждый дом, подсчитаем нанесенный материальный ущерб и постараемся возместить убытки. Больше они на нашей улице не появлялись. Даже машины песка никто не привез, пришлось самим заказывать по 3 — 4 МАЗа и платить за каждую машину по 40 тысяч рублей, — обижался за всех соседей и за себя лично живущий на улице Миколуцкого Сергей Чульцов. — Я лично и пол за свои деньги в доме перестилал, он ведь погнил весь, а один кубометр доски, между прочим, 300 тысяч стоит!

Появление дамбы, убеждали меня и Евгений Семенкевич, и начальник Шкловского РОЧС Алексей Челак, проблемы не решит. Напротив, может стать еще хуже: живущих на улице Миколуцкого будет заливать стекающая из города вода.

— На строительство защитных сооружений у райисполкома денег нет, проект потянет на несколько миллиардов рублей, — говорит Семенкевич. — Дешевле было бы построить им другое жилье, но опять же — где взять на это средства?

«Что можно сделать?» — спрашиваю у заместителя председателя облисполкома Леонида Шкрадюка, а в ответ слышу: «Взять ситуацию под особый контроль и по весне, при резком подъеме воды, обойти каждый дом, помочь людям поднять мебель, убрать овощи, при необходимости переселить и их, и домашнюю живность». — «Но ведь это не выход! Дом на руки не поднимешь, полы гнить будут, что ж, людям их каждый год перестилать?» — «А что вы предлагаете? Купить им новое жилье нам не по карману».

Впрочем, председатель Шкловского райисполкома Валерий Иванов предлагает выход из ситуации: руководство страны в порядке исключения могло бы поручить концерну «Белмелиоводхоз» и институту «Белгипроводхоз» разработать проектно–сметную документацию и профинансировать строительство защитных сооружений в соответствии с республиканской программой «Инженерные водохозяйственные мероприятия по защите населенных мест и сельскохозяйственных угодий от паводков в наиболее паводкоопасных районах Полесья на 1999 — 2004 годы». Но это предложение находится пока на рассмотрении. Между тем 5 наиболее пострадавших от паводка домов понемногу начали оседать. А пол в коттедже Сергея Чульцова прогибается под ногами — хозяин даже секцию к стене гвоздями приколотил, чтобы ненароком не упала и не придавила кого–нибудь. Продать свои дома эти люди не могут, кто ж их купит: в маленьком Шклове наслышаны о том, что тут творится по весне. Может, в порядке исключения включить этих людей в состав ЖСК, чтобы они смогли взять льготный кредит и построить себе квартиры? Только вряд ли смогут взять кредит старики–пенсионеры или мать, которая одна растит пятерых детей. Так кто все–таки поможет людям и поставит точку в этом «мокром деле»?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter