Дело о двух руках

Рейдерство, или незаконный захват предприятий — вид преступления нетипичный...

Рейдерство, или незаконный захват предприятий — вид преступления нетипичный. В нашем УК нет даже такого правового термина. И все же бывшие работники управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией по Могилевской области вспомнили случай попытки захвата предприятия. Дело это в середине 90–х годов прошлого века получило широкий резонанс.


Вино рекой


Даже в те смутные времена получить лицензию на розлив спиртного частнику было чрезвычайно сложно — в основном этим и тогда занимались государственные предприятия. Но Махмуд (назовем его так), прочно обосновавшийся в небольшой деревеньке под Могилевом, как–то все же сумел выправить необходимые документы на вид деятельности, сулящей сверхприбыль. В своих расчетах он не ошибся — вскоре вино на его производстве полилось рекой и к оборотистому человеку отовсюду потекли «финансовые потоки». Ведь разливался в деревне напиток отнюдь не лучшего качества, а обычные недорогие «чернила», которые были тогда особенно популярны. В непростые времена развала экономики часть населения сидела без работы, а те, кто сумел трудоустроиться, месяцами не получали зарплату. В общем, пили то, на что хватало средств.


Популярную продукцию у Махмуда закупали мелким оптом владельцы частных магазинчиков, рюмочных и даже... бань.


Увидел председатель колхоза, на территории которого открылся винзавод, какие деньги гребет бизнесмен, и опомнился, начал проситься в партнеры. Дескать, предприятие стоит на моей земле, а значит, должно и мне приносить выгоду. Махмуд спорить не стал: внес изменения в учредительные документы, сделал Геннадия Крупко — так звали председателя — «младшим» компаньоном. Поначалу Крупко был очень доволен, а потом задумался: почему Махмуд «отстегивает» только жалкие проценты, почему не платит половину? Да и вообще, зачем мне в деревне какой-то Махмуд? Я руководящий опыт имею, смогу и сам заводом управлять.


Долго решал председатель, как избавиться от предприимчивого кавказца, и надумал... нанять киллера. Только где его взять? Объявление в газету не дашь, с друзьями по такому щекотливому вопросу не посоветуешься. Пришлось довериться своему дальнему родственнику Игорю Кондратовичу, работавшему на заводе у Махмуда.


Поначалу тот испугался, стал отказываться. Но заказчик быстро нашел к потенциальному киллеру подход: «Вот сколько тебе сейчас платят? Копейки. А когда завод возглавлю я, будешь получать втрое больше, мы все же не чужие». Денег Кондратовичу вечно не хватало, он сразу купился на щедрые обещания.


Засада


Готовились к устранению партнера серьезно. Игорь приобрел пистолет, теперь он следил за каждым шагом Махмуда, изучал его распорядок дня, маршрут, по которому кавказец ездил на работу, в банк и налоговую инспекцию.


Теперь он точно знал, в какие дни недели и в какое время владелец завода ездит по делам в Могилев и когда возвращается обратно.


И вот наступил роковой день. На трассе Могилев — Орша как раз на повороте на винзавод наемный убийца устроил засаду: перегородил дорогу толстыми бревнами в надежде выманить кавказца из машины, сам спрятался и стал ждать.


Когда «Ауди» бизнесмена свернула на проселочную дорогу, киллер достал оружие. Как и ожидалось, увидев бревна, преградившие путь, Махмуд заглушил двигатель, хотел выбраться из машины... Но тут грянул выстрел! Видно, у Кондратовича сдали нервы или дрогнула рука, он преждевременно нажал на курок. Пуля пробила лобовое стекло и попала предпринимателю в ладонь, которую он держал как раз на уровне сердца. Позже Махмуд и сам не мог объяснить, почему в тот момент прижал руку к груди.


Раненый бизнесмен, превозмогая боль, завел машину, дал задний ход, развернулся и помчался в Могилев. Первым делом он отправился даже не в больницу, а в отдел по борьбе с организованной преступностью и коррупцией по Могилевской области.


Мрачный эпилог


— Преступника мы задержали быстро, — вспоминает бывший начальник Первого отдела УБОП по Могилевской области полковник милиции в отставке Александр Бердников, — он действовал непрофессионально, оставил много улик, нашлись и свидетели. Труднее было узнать у него имя заказчика.


А когда узнали, стали думать — зачем же Крупко надо было устранять «курицу, несущую золотые яйца»? Не прилагая никаких усилий, председатель колхоза имел свой процент, причем немалый. И поняли: почувствовав вкус к большим деньгам, просто долей в бизнесе сельский начальник довольствоваться уже не мог, хотел захватить весь завод, стать его единоличным владельцем.


Отпираться Крупко не стал: не имело смысла. Но и раскаяния не почувствовал, потому что... искренне считал себя обделенным и обманутым. Дескать, раз земля его, то и завод должен принадлежать ему, а не взявшемуся неизвестно откуда кавказцу. О том, что именно бизнесмен выбил лицензию и вложил деньги в производство, бывший председатель колхоза как–то не думал. В таком настроении он и предстал перед судом.


Киллер отправился в места не столь отдаленные на 8 лет, его вдохновитель — на 10. А завод еще долго приносил прибыль своему владельцу...


P.S. Поскольку рейдеры уже отбыли срок и вышли на свободу, некоторые фамилии в материале изменены. Но урок  забывать не следует.


Компетентно


Михаил Воронков, бывший начальник УБОП по Могилевской области, полковник милиции в отставке:


— Ни с чем подобным ни до, ни после мне сталкиваться больше не приходилось. Да и эти преступники понесли наказание не за рейдерство, а за покушение на убийство. И все же нам удалось тогда доказать — конечной целью председателя колхоза был именно захват предприятия.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter