Дело «Чести»

Еще лет десять назад окопы, доты, блиндажи и другие видимые напоминания о войне, затерянные в лесах и болотах, привлекали внимание немногих исследователей...

Еще лет десять назад окопы, доты, блиндажи и другие видимые напоминания о войне, затерянные в лесах и болотах, привлекали внимание немногих исследователей. Однако по мере удаления от исторических событий интерес к ним растет, а «белые пятна» неожиданно обнаруживаются там, где, казалось бы, все давно известно.


В эти дни на возвышенности у деревни Поколюбичи возле Гомеля многолюдно. Именно здесь — в пяти километрах от города — в августе 1941 года двое суток держали оборону горожане — народные ополченцы и 53–й «Ченковский» мотострелковый полк НКВД.


Руководитель областного военно–патриотического клуба «Честь» Юнус Рахматов переходит из окопа в окоп.


— Гомель вплоть до середины августа 1941–го оставался нашим, — на ходу рассказывает он. — Командованием была поставлена задача — удерживать город. Здесь находилось большое количество военной техники и крупные промышленные предприятия. Все это подлежало эвакуации, а на нее требовалось время.


17 августа со стороны Ветки на город были брошены мощные силы противника. В окопах на подступах к нему и залегли гомельские ополченцы, бойцы полка НКВД. За два дня беспрецедентной обороны у Поколюбичей из города смогли вывезти людей, оборудование, технику. Ожесточенное сопротивление Гомеля заставило фашистов отвлекаться от продвижения на Смоленск.


— Неужели об этом не знали? — спрашиваю у Рахматова.


— Почему же? Факт известный. Но точное место обороны не было обозначено. Осталось лишь братское захоронение в Поколюбичах. Благодаря Министерству обороны мы ознакомились с аэросъемкой местности: окопы оказались видны, как на ладони. В прошлом году установили здесь гранитные знаки. Из осколков снарядов сделали мини–памятник. А жители окрестных деревень приносят сюда цветы. Сейчас продолжаем начатое...


Идею возродить «последний рубеж» августа 1941 года поддержали и местные власти, и войсковая часть 5525, и Гомельский пограничный отряд, и молодежные организации.


Старой траншеей пробираюсь к блиндажу. За годы присыпало основательно. На пути попадаются лишь консервные банки да ПЭТ–бутылки. До сих пор это было стихийное пристанище отдыхающих «дикарей»... В блиндаже старшеклассники клуба «Честь» бодро орудуют лопатами.


Другое подразделение клуба — «Поиск» — готовится к летней экспедиции по Мозырскому укрепрайону. Железобетонный подземный «город обороны» строился накануне войны.


— Информации об этом укрепрайоне крайне мало, — объясняет командир группы Владимир Долголыченко. — Большинство дотов, конечно, было взорвано. Но многие сохранились. Целы и амбразуры, и станки под «максимы». Наша калинковичская поисковая группа занята сбором информации по этой теме.


Евгений Сергиенко, руководитель этой группы, большинство дотов уже обследовал. В одной из деревень Петриковского района довелось побывать в трехэтажном бункере командного пункта, над которым после войны расположилось... сельское кладбище. Все здесь сохранилось: и центральное помещение, и спальная комната, и генераторная. А вот ход на третий этаж оказался засыпан. В деревне о том поведали легенду: местный житель решил пройти по этажу и... пропал. А через несколько недель вышел у реки. Но только ничего рассказать о пережитом под землей не смог — повредился умом. С тех пор ходить туда не принято.


— Ясно, что здесь восстановительные работы проводить никто не будет, а вот там, где доты реально использовать для проведения экскурсий, планируем это сделать, — обрисовывает горизонты нового «общественного» проекта Владимир Долголыченко.


Своим подпроектом делятся и калинковичские поисковики. Нашли в лесу партизанские землянки — в этих окрестностях начинал действовать 1–й Калинковичский партизанский отряд имени Ворошилова.


— Хотелось бы восстановить место, — горят желанием Евгений и его команда. — Подали свое предложение в райисполком. А торопимся, потому что два бывших бойца из того отряда живы. И порадовали бы ветеранов, и под их руководством оборудовали бы партизанскую стоянку с максимальной точностью.


Факт


50–дневная борьба на гомельском направлении вынудила гитлеровцев задействовать на этом участке 25 дивизий и тем самым ослабила наступление фашистов на Смоленск.


Кстати


Белорусские и украинские поисковики, изучающие историю Пинской военной флотилии, несколько лет ведут исследования на Гомельщине. В реке Березина на территории Светлогорского района ими найдены останки двух затонувших боевых судов. В этом году работы планируется продолжить в Петриковском районе.

 

Фото предоставлено клубом «Честь».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter