Народная мастерица Елена Дубинич из Несвижа создает уникальные свадебные рушники

Даже иголка имеет значение

В старину считали: удачная семейная жизнь зависит от тысячи нюансов. Как прошло сватовство жениха и невесты, с какими помыслами дарили подарки гости на их свадьбе, правильно ли подавали каравай — народных примет не счесть. Но особое внимание — рушникам. Их на свадебном торжестве могло быть больше десяти: для молодых, под хлеб-соль, для святых образов… Каждый вышит по-особому, согласно древним традициям. В наше время эта ценнейшая информация почти утрачена, но есть умелицы, что хранят опыт предков и передают другим. За секретами вышивки уникальных рушников отправились в Несвиж к местной мастерице Елене Дубинич.

Наследство от бабушки

— Эх, молодежь, все-то вы знаете, а традиции забываете — замечает Елена Ивановна, раскладывая передо мной свои искусно вышитые работы. — А ведь раньше наши бабушки-прабабушки их строго соблюдали — и семьи счастливее были. 

С давних пор рушники были с людьми в самые важные и переломные моменты жизненного пути: на свадьбах, рождении, крестинах, когда в последний путь провожали. Их считали обрядовыми и приписывали магическую силу, способную отогнать беду. 

— Наши предки знали, как привлечь свое счастье с помощью правильной вышивки. Здесь важно все, даже иголка. Сама по себе она тоже мощный оберег, энергетический проводник, несущий в себе поток позитивной энергии. Иголку нельзя брать в руки, если у вас плохое настроение, когда одолевают мрачные мысли: можете привлечь болезни и семейные неурядицы, — считает мастерица.

Саму работу, раскрывает секрет Елена Дубинич, нужно постараться сделать безупречной, то есть и с лицевой, и с изнаночной стороны — никаких лишних петелек, узелков, вылезших ниток и прочего брака:

— Неаккуратная вышивка видна невооруженным глазом. Но у меня так не бывает, — говорит мастерица. — Сами посмотрите: все на месте, и там и там ниточка к ниточке. Это опыт, конечно. Но так же вышивать может научиться любой — было бы желание.

— И талант, — продолжаю я. У Елены Ивановны, к слову, способности к вышивке обнаружились в детстве. Увлечение переняла от бабушки и мамы, которые ни дня не могли без творчества.


Первое произведение будущей народной мастерицы — вышивка болгарским крестиком «Кот у кошыку». Она сделала ее в девять лет. Любопытно, что в доме Елены Ивановны работа до сих пор хранится. Дорога еще и потому, что рамку для нее сделал ее отец Иван Антонович. Теперь на творение почти 70-летней давности любуются ее дети и внуки.

Красное и черное

В личной коллекции Елены Дубинич десятки рушников. Присматриваемся к ним поближе. В цветовой гамме преобладают красный и черный. Почему именно они? По словам мастерицы, первый символизирует полноту жизни, солнце и свет, второй — силу, стабильность, спокойствие. Такие цвета почитались нашими предками. Их считали обережными.

Что до вариаций рушников, на свадьбе их должно быть не менее семи. Такое число тоже неспроста: семерка — цифра духовного порядка.
Так, первые три рушника на празднике главные: рушник под ноги расстилают во время венчания, там же используют рушник для завязывания рук молодым, чтобы шли по жизни вместе, еще один — под хлеб-соль. Четвертый — для иконы, пятый перекидывается через порог. Шестой — под каравай, седьмой — для свата и сватьи.
Вышивки на каждом из них отличаются. Рушнику под ноги уделяется особое внимание, потому что от него больше других зависит, как сложится совместная жизнь молодоженов. При этом он очень ограничен в выборе узора:

— Здесь запрещено изображать пары птиц, как это делается на некоторых других. Все потому, что пернатые символизируют жениха и невесту. Наступив на такой рушник, можно разрушить их счастье. Еще одно табу — вышивать пожелания счастья, цветы или кольца. А вот что точно подойдет, так это геометрические фигуры. Хороший вариант и гроздья винограда — это символ семьи, достатка и благополучия. Виноград и лоза особенно уважались церковью в прошлые столетия. Они связаны с библейскими мотивами. К удачным решениям можно отнести и веточки дуба и рябины в переплетении. Они символизируют объединение семьи. Плюс ко всему дуб — символ мира и счастья. Рябина же, по легендам, оберегает покой рода и отгоняет нечистую силу.


Рушник под ноги не декорируется кружевом. Желательно, чтобы его вышивала сама невеста, помогать маме или сестре строго воспрещается. Плюс к этому нужно сделать десять отличий на мужской и женской сторонах. Да-да, левый и правый конец рушника, согласно обычаям наших предков, немного отличались в узорах, и начинать нужно всегда с мужского края. Вышивка должна заполнять одну четвертую каждой половины рушника. А вот центр всегда остается пустым. Почему? Это Божье место. Становясь в центр рушника, молодые получают благословение высших сил.

Из Несвижа в Баку

Сохранить наследие веков для Елены Дубинич — главное, поэтому пару лет назад она написала книгу «Белорусский рушник. Из прошлого в день сегодняшний». Там отразила все премудрости мастерства — и то, что узнала на своем опыте, и то, что передали ей мама и бабушка. Знали ли вы, например, что свадебные рушники нельзя вышивать ночью? «Этим только навредите, в темное время делают лишь магические атрибуты, но никак не обереги», — считает мастерица. А еще на свадебных «полотенцах» не вышивают кукушек и соловьев: первые считаются символом вдов, вторые — холостяков. Подходящий вариант — сокол, индюк, павлин, петух или ласточка. И таких тонкостей наберется с сотню.

Лучшие работы Елена Дубинич представляет на выставках. Например, в Национальном историческом музее. В разное время также ткала пояса с белорусским орнаментом, делала фантазийные изделия из бисера, занималась соломоплетением. Вышитыми иконами ее авторства украшен несвижский храм Вознесения Господня.

Особая гордость умелицы — коллекция рукотворных картин «Республиканские дожинки» (1996—2013). Этот праздник с детства для Елены Ивановны самый любимый. Правда, раньше его проводили по-своему. Например, в деревне Сейловичи, где родилась рукодельница, собирали снопы, украшали их, автору лучшего дарили подарки. А потом проводили традиционные гулянья. В память о тех событиях мастерица вышила серию работ. Презентовала их на выставке «Белагро». Отдельно у Елены Дубинич есть два запатентованных рушника с гербами Минска и Несвижа. Последний хранится в Музее Гейдара Алиева в Баку:


— Этот рушник мне особенно дорог. На нем вышит герб нашего города, под ним — стилизованный символ предков, и все это в обрамлении растительного орнамента из голубых цветков льна, — рассказывает мастерица. — Края изделия я украсила стилизованным белорусским орнаментом красного цвета и кружевом, где изображены дубы. Они символизируют духовную мощь жителей Несвижской земли. Такой она была в далеком прошлом, когда принадлежала роду Радзивиллов, такой остается и сейчас.

КСТАТИ

Рушники воспринимаются как дорога жизни. Потому, когда вышиваешь их, мысли должны оставаться светлыми, чистыми, длина и ширина — делиться на семь. Правый бок — для людей, левый — для Бога.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter