Налаживание межгосударственных отношений может быть неспешным. Но не должно идти под условиями, согласны?

Давайте говорить друг другу откровенно

Будущее белорусско-американских отношений особенно заботит интеллектуальных либералов. Нет, всех белорусов оно, безусловно, тоже беспокоит. И некоторых американцев — знающих, где Беларусь. Но либеральных интеллектуалов почему-то заботит особенно. 


Они тщательно отмечают, что вот в прошлом году Беларусь посетил помощник государственного секретаря. А в этом — заместитель помощника. Может, потому, что госсекретарь успел смениться. А может, потому что мы отменили ограничения, наложенные на размер дипломатического присутствия США в Беларуси. Хотя конкретных сроков приезда посла пока нет и не видно: ведь решение технических и бюрократических нюансов потребует времени. 

А вот окончательное снятие санкций — это вопрос не столько времени, сколько дальнейших шагов Беларуси. Например, разрешение на проведение мероприятия 25 марта будет расценено как очередной шаг вперед, говорит дипломат. Если вы, к примеру, не дипломат и не государственный деятель, а простой гражданин, то можете даже что-то заподозрить в таком подходе. 

Нет, ну в самом деле: выпусти деятеля, осужденного по уголовной статье. Ага. Теперь сделай еще что-нибудь в сфере прав человека и демократии. Сделал? Хорошо. Мы тогда (читайте внимательно!) продлим режим временной приостановки санкций в отношении 9 белорусских компаний не на 6 месяцев, как делалось ранее, а на 12. Спасибо, конечно. Так мы шаг за шагом, глядишь, и заслужим временной приостановки санкций года на полтора! И начнем мечтать, не замахнуться ли нам на все два года, так выходит?

Выходит так. Если белорусские власти разрешат 25 марта подобно прошлому году, тщательно записывает либеральный корреспондент за американским заместителем помощника, мы можем рассмотреть возможность дальнейшего смягчения санкций. И те два года временной приостановки (об отмене санкций речи, как видите, не идет) из мечты любого либерально-интеллектуального белоруса могут превратиться в реальность. Но — только могут. Потому как там, за океаном, могут рассмотреть возможность. Но могут ведь и замотаться, дел-то в мире сколько, везде нужен глаз да глаз. А ну — не рассмотрят? Будет обидно. 

Это как-то мало похоже на разговор двух независимых государств, пусть одно из них и считает себя абсолютным мировым лидером. Потому что у другого, относительно небольшого, тоже есть и суверенитет, и непереводимая на английский «годнасць». У тех поляков, которые не хотят видеть иностранный анклав «форт Трамп» на своей земле, она, кстати, тоже есть, не забылась. Тем более это не похоже на разговор независимого отечественного журналиста с иностранным чиновником. Как-то они, независимые наши, в других разговорах пытаются выглядеть гораздо смелее. И раскованнее. И даже патриотичнее. 

За патриотизм отдельно обидно. Потому что гораздо больше все это похоже на шахматную партию с говорящими фигурами. Ты, говорит игрок ладье, туда не ходи, а ходи так. Ладно, схожу, отвечает ладья. А теперь — туда. Но я так не могу, не хочу, мне это не надо, ладья так не ходит! Кто тут игрок, сердится игрок, я или ты? Пусть ты, но есть же правила! Играю я, значит, и правила мои. Ходи давай, а то ведь не повешу зубчики обратно, так без зубчиков и будешь ходить...

Наша ладья, боюсь некоторых разочаровать, вряд ли испугается. Даже того заголовка, который либералы-интеллектуалы, чтоб уж всем-всем было понятно, разместили над своей статьей: «Разрешение мероприятий на День Воли расценится как очередной шаг Беларуси к снятию санкций. Госдеп США». 

Так никто ж и не запрещал! Что же до «туда пойду, туда не пойду, а там ноги моей не будет», то, кажется, кто-то просто избалован.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter