Профессора БГАТУ Юрий Чигарев и Евгений Забелло — о тяге к творчеству, «сбалансированном человеке» и призвании, предначертанном свыше

Да будет свет!

Технарь или гуманитарий? Ученый или художник? Редко когда в одной личности два этих качества сочетаются. Однако Юрий Чигарев — счастливое исключение из правила. Этот «сбалансированный человек», как сам себя называет, не только пре­успел в науке, получив звание профессора, создал в Белорусском государственном аграрном техническом университете кафедру «Механика почв и гидравлика» (там студентам сельхозвузов СССР впервые читался курс по механике почв), стал соавтором трех учебников и десяти изобретений, написал 150 научных работ. Он еще и состоялся в искусстве. Я познакомилась с профессором на выставке его художественных работ (к слову, уже четвертой по счету) в БГАТУ. И с ходу поинтересовалась: каково это — одновременно блестяще владеть техническими науками и обладать тонким художественным вкусом и мастерством?

Юрий Чигарев.

Небольшой мольберт в углу комнаты, акриловые краски и кисти повсюду — в своей мастерской Юрий Власович в минуты и часы вдохновения все силы отдает творчеству. Для этого, говорит, не требуется много пространства, ведь даже научные труды иногда «писал чуть ли не на коленке». 

— У меня все по-простому, — улыбается собеседник. — Родные не жалуются, что творю дома, а, наоборот, с интересом относятся к процессу. Мое жилье — источник вдохновения. Например, одни из окон выходят на запад, другие — на восток. Видели бы вы закаты и рассветы, которые могу наблюдать! Это зрелище не оставит равнодушным даже самого черствого человека, не то что творца. 

Дорога на дачу, здание одного из корпусов аграрного вуза, природа Оршанщины… Все задумки для картин, как правило, из реальной жизни. Живописные пейзажи Синеокой вообще уникальны. Не потому ли работы профессора ценят не только в Беларуси, но и в Польше, Германии, даже Италии? 

— Обычно картины не продаю, — поясняет художник. — Храню их дома и раздаю друзьям, но с большим удовольствием выставляюсь в университете. Студенты в большинстве своем считают, что если профессор разбирается в технических дисциплинах, то не может быть человеком творческим. Моя же задача показать, что каждая личность таит в себе недюжинный потенциал и может быть сбалансированной. Рисование ведь тоже наука: пропорции, анатомия, игра света и тени… Тут если голову не включить, ничего не выйдет. 

Имя автора картин, которые внимательно рассматриваю, внесено в Белорусскую математическую энциклопедию и Большую белорусскую энциклопедию. Профессор с более чем 40-летним стажем и сегодня преподает молодежи теорию механизмов и машин, теоретическую механику и механику почв. 

— Вероятно, и мог бы стать художником, но на выбор профессии повлияла случайность. Увлекался рисованием с детства, занимался во Дворце культуры льнокомбината в Орше, но, когда учился в 8-м классе, в школу пришел гениальный учитель математики, который и переориентировал меня на технические дисциплины. Вот так и решил стать ученым. Поступил в Воронежский госуниверситет и забросил рисование. После учебы там спустя время приехал в Минск, был занят профессио­нальными делами, карьерой. К творчеству вернулся только в 1980-х по воле случая. Обживали с женой квартиру и хотели купить картину. Я зашел в магазин «Искусство» на нынешнем проспекте Независимости… и осознал, что и сам способен рисовать. В общем, пришли сюда за полотном, а купили краски. С ними с тех пор не расстаюсь, — улыбается Юрий Власович. 

На выставке живописи в БГАТУ.

Картины профессора можно увидеть в холле второго этажа университета, однако совсем скоро они переместятся в новую локацию: предложили выставиться в Национальной библиотеке как представителю творческой общественности Первомайского района столицы. А пока работы украшают стены вуза и собирают немало зрителей из числа студентов и преподавателей. 
Картины Юрия Чигарева можно увидеть в холле второго этажа университета, однако совсем скоро они переместятся в новую локацию: профессору предложили выставиться в Национальной библиотеке. А пока работы украшают стены вуза, собирают немало зрителей среди студентов и преподавателей. 
В разговор включается профессор и доктор технических наук Евгений Забелло: 

— Думаю, художника ведет по жизни сама судьба. Я очень понимаю коллегу, ведь тоже занимаюсь в какой-то мере искусством — поэзией. В школе учился на отлично, прочел все книги в местной библиотеке, и мне даже предлагали поступать в МГУ на литературную специальность. Но в аттестат закралась одна четверка по русскому языку, вот и пошел в БИМСХ (нынешний БГАТУ), о чем не жалею. 

Евгений Забелло. 

Евгений Петрович еще и автор нескольких пятитомников четверостиший и даже десятитомника афоризмов, но, несмотря на выдающийся талант, выбрал науку. И не зря, ведь еще студентом стал первым в вузе ленинским стипендиатом.

— Когда приехал поступать в университет, конкурс был необычайно высокий. Только медалистов по три человека на место, а на общих основаниях и все 20. Вуз новый и очень в те времена популярный. Решил попробовать свои силы здесь. Когда выбрал специальность «энергетика», члены комиссии поинтересовались у меня, каковы мотивы поступления. Ответил: «Сам сельский, уроженец деревни Мерешино Слуцкого района, у нас в колхозе света нет — нужно разобраться». Так и остался учиться, звание профессора получил. Но всегда участвовал в вузе и на работе в самодеятельности, да и теперь с охотой провожу творческие вечера, — делится преподаватель. 

Интересно, что в семье Евгения Петровича литературой никто не увлекался, все в послевоенные годы тяжело трудились, некогда было интересоваться духовным саморазвитием. Но, по его словам, именно такой жизненный уклад помог впоследствии проявиться его творческим наклонностям:

— Мы учились, помогали родителям по хозяйству и еще находили время читать буквально запоем. Это казалось естественным, а держать в руках книгу было лучшим развлечением. После войны их было немного, поэтому дома частенько читал вслух. Особенно нравилось маме, ведь она образование практически не получила. «Училась одну зиму», — говорила нам. Грамотно выражаться и раскрываться в литературном творчестве может только человек начитанный, и неважно, энергетик он, ученый или поэт. Именно такой совет я даю молодежи. И убеждаю: благодаря этому можно, как Леонардо да Винчи, преуспевать как в науке, так и в творчестве, вот и весь секрет, — подытожил Евгений Забелло. 

krush@sb.by 

Фото Александра КУШНЕРА и Елены КРУЖАЛОВОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter