Cладкое слово «SALE»!..

Почему  в  Беларуси  не  будет  серьезных  рождественских  распродаж

Почему  в  Беларуси  не  будет  серьезных  рождественских  распродаж  

Дети любят зиму за снежки и Новый год, а взрослые — за праздничные распродажи. Во многих странах с середины ноября начинается период «горячих» предложений: покупатели устремляются в торговые центры, штурмуют витрины с привлекательными ценами, а ритейлеры и производители за 1,5—2 месяца спокойно зарабатывают львиную долю своей годовой выручки.

За рубежом сезонные и праздничные распродажи проводятся налаженно: они проходят в строго отведенный период и регулируются законодательством — антимонопольные меры соблюдаются четко. Кроме того, на Западе с целью избежания демпинговых войн всегда устанавливаются максимальные и минимальные размеры скидок. В странах СНГ пока еще не сформирована культура распродаж: каждая торговая точка действует разрозненно, и угадать, кто, когда и по каким ценам предложит товар, практически невозможно…

Продать  нельзя  распродать

Первые распродажи появились в Европе в конце XVIII века,  в России — в середине XIX века. Их основной целью в то время был сбыт скоропортящегося или залежавшегося товара. Даже в Министерстве торговли подчеркивают: практика «очистки» склада методом распродаж заслуживает внимания. По крайней мере, ничего дурного в этом специалисты не видят: если товар хорошего качества, но уже не модный, стоит «сбивать» на него цены. В конце концов, на такие вещи всегда найдутся покупатели.

Вместе с тем не всякая уценка — распродажа. На Западе производители и ритейл действуют сообща, а потому нет ничего удивительного в том, что настоящие фирменные вещи там можно купить со скидками до 70 %: эти убытки поделили между собой многие участники рынка.

Белорусские же производители с дележом «распродажных расходов» зачастую не согласны. Так, специалисты отдела маркетинга ОАО «Коминтерн» (гомельское предприятие по производству мужских костюмов) отмечают: терять рентабельность предприятию не хочется. Поскольку ткани закупаются по предоплате, а в торговлю продукция поступает с отсрочкой платежа, делать это просто невыгодно. Да и зачем эти расходы, спрашивают они, если костюмы прошлых лет и без того уценяются и продаются магазинам со скидками. И то, что «90-дневные» товары подлежат уценке, тоже смущает коминтерновцев: мужские костюмы за 90 дней не портятся же…

Другой политики придерживаются на СП ЗАО «Милавица». Представитель отдела маркетинга рассказывает, что 2 раза в год (в апреле и сентябре) предприятие за свой счет проводит в фирменных магазинах распродажи прошлых коллекций, при этом размер скидок колеблется от 20 до 50 %. А вот что касается, например, новогодних и других праздничных акций, то это не распродажи, а «стимулирование продаж», подчеркивают в «Милавице». В такие периоды покупательницам обычно предлагается приобрести продукцию на определенную сумму и получить подарок. Разумеется, за счет производителя.

В отделе организации торговли ОАО «ГУМ» рассказали, что снижение розничных цен в магазине происходит за счет уменьшения торговой надбавки. Как правило, универмаг сбавляет цены на 10 %. Вместе с тем согласно внутреннему положению о скидках в течение всего года здесь проходят распродажи на 5—15 %. Кстати, скидка в 15 % приурочена ко Дню пожилых людей, а недавно здесь завершили акцию, во время которой цены на товары для многодетных и малоимущих семей снижали на 20 %. Специалисты отдела отмечают: зачастую все приходится делать за свой счет, а потому таких распродаж, как в Европе, в Беларуси не бывает. Один только раз магазин провел беспрецедентную акцию, снизив цены на товары замедленной реализации в два раза.

Вместе с тем в ГУМ обращаются производители с предложениями провести совместные акции. Так, «Марко» согласно на 20 %-е скидки (напополам с магазином), «Маруся» каждый сезон устраивает за свой счет 25 %-е распродажи, то же самое предлагает и «Милавица». Кстати, специалисты последней компании даже специально обучают продавцов, помогают оформить  «распродажную» выкладку. Довольно часто проводятся и акции по стимулированию продаж, когда покупатели при совершении покупок получают подарки. Правда, в ГУМе отмечают: слабо работает реклама, а потому многие узнают о таких предложениях в момент оплаты.

Что же касается новогодних распродаж, то в ГУМе они начнутся в середине декабря. Здесь будут 10 %-е скидки на холодильники и стиральные машины отечественного производства, ювелирные украшения, часы…

А вот в ТД «На Немиге» рассказать о предстоящих новогодних распродажах отказались, сославшись на коммерческую тайну.

---------------

Кстати

Во второй половине декабря прошлого года было проведено порядка 1200 рождественских и новогодних распродаж товаров по сниженным ценам за счет снижения торговой надбавки торговыми организациями и уменьшения отпускной цены изготовителями: ЗАО «Атлант», СООО «Конте», ОАО «Минский часовой завод» и др.

В Министерстве торговли сообщили: о новогодних распродажах этого года (что, где и по какой цене) будет известно в середине декабря.

---------------

Нереальный  ценопад

Сейчас магазины во всем мире в тоске готовятся к очередному сезону рождественских распродаж: финансовый кризис заставил покупателей потуже затянуть пояса. Представители компании BDO отмечают: по мнению ритейлеров, этот праздничный сезон будет самым сложным за последние 15 лет.

Опасения подтверждают и покупатели в США. Согласно опросу консалтинговой фирмы «AlixPartners LLP», 64 % из них планируют потратить в этом году меньше, чем обычно, денег на праздничные подарки.

В таких условиях ритейлеры вынуждены идти на снижение цен: 88 % респондентов намерены предложить скидки даже большие, чем в 2007 году.

---------------

Комментарий специалиста

Нина ПАШКО, начальник Управления организации потребительского рынка непродовольственных товаров Министерства торговли:

— В Беларуси распродажи и уценки определяются лишь постановлением Министерства экономики. По договоренности сторон (производителей и объектов торговли) скидки на товары могут устанавливаться до 50 %, за исключением той продукции, на которую установлены фиксированные розничные цены. Кроме того, при поставке товаров по согласованным розничным ценам их снижение производится за счет организации-изготовителя или импортера и торговой организации в равных долях.  На деле же наши предприятия отказываются «работать в убыток», а потому объекты торговли все делают за свой счет.

Что касается новогодних распродаж, они уже стали традиционными. Все-таки это хороший праздник, и покупателей нельзя оставлять без подарков. Но наши объекты торговли делают скидки не только по праздникам. Если в сезон товар не продан (в течение 90 дней), нужно делать уценку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter