Чувство меры

Еще раз о культуре пития

Еще раз о культуре пития


Недалек тот день, когда купленную в магазине бутылку пива открыть можно будет только дома. Депутаты одобрили в первом чтении законопроект, предусматривающий за употребление пива на улицах, в парках и скверах штраф до 280 тысяч рублей. Любители побаловаться пивком по дороге с работы или в компании друзей на лавочке в сквере взволнованы: а где же альтернатива — дешевые пабы, кафе? Не на шутку встревожились и пивовары, так и не сумевшие восстановить объемы продаж своей продукции после исчезновения сети уличных киосков. Бюджет тоже может недосчитаться денег... «Зато будем меньше пить!» — уверены оппоненты. В их числе работники милиции, не раз сталкивавшиеся с буйством захмелевшей молодежи. Спасибо скажут и коммунальники, каждое утро выгребающие из–под скамеек, с городских улиц горы пустых пластиковых бутылок. Где золотая середина? В дискуссии на эту тему участвовали: Николай Самосейко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству и судебно–правовым вопросам; Людмила Вайцехович, начальник отдела организации общественного питания Министерства торговли; Надежда Дешковец, заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Пивзавод «Оливария»; Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства и Антон Грибов, минчанин, ценитель хорошего пива.


«СБ»: Об ограничении продажи и распития пива в общественных местах говорится давно. И вот теперь, кажется, от слов перешли к делу. В июне в первом чтении депутаты приняли проект закона, по которому штрафовать будут не только за открытую на улице бутылку водки, но и пива, сидра, джин–тоника, других слабоалкогольных напитков. Зачем это нужно?


Н.Самосейко: Эта мера, с одной стороны, призвана повысить культуру отдыха людей, культуру потребления алкогольных напитков, а с другой — поможет укрепить общественную безопасность и правопорядок. Скажите, кому из нас, да и не только нам, но и зарубежным гостям, туристам приятно смотреть, когда в самых людных местах — на улицах, в парках, скверах, на набережной Свислочи — распиваются спиртные напитки? Скамейки заняты любителями пива и еще чего–нибудь покрепче, кругом все заплевано, замусорено, слышится нецензурная брань. А рядом женщины, дети... Не может не беспокоить и рост пивного алкоголизма среди молодежи. Понятно, что со всеми этими явлениями мириться нельзя. И когда мне задают вопрос, как следует понимать принимаемые меры — как очередной этап борьбы с алкоголизмом или шаг в сторону повышения культуры поведения в общественных местах, то на первое место я бы поставил морально–нравственную сторону проблемы.


«СБ»: Как будут бороться с теми, кто проигнорирует запрет?


Н.Самосейко: Откройте Кодекс об административных правонарушениях. Меры наказания предусмотрены в статье 17.3. За распитие алкогольных напитков в общественных местах — на улицах, в парках и скверах, на стадионах, во дворах, в общественном транспорте (словом, везде, кроме мест, специально предназначенных для употребления алкогольных напитков) — полагается штраф до 8 базовых величин. То есть 35 тысяч умножаем на 8, получаем 280 тысяч рублей. Более того, при повторном нарушении в течение года сумма штрафа может увеличиться до 15 базовых величин. Альтернатива: административный арест. Максимум 15 суток. Я считаю, что необходимо ужесточить и административное наказание до 10 базовых величин за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения или после употребления наркотических и токсических веществ.


«СБ»: Допустим, что закон принят. Молодежь пошла в кафе и рестораны, а там, увы, как правило, отсутствуют отечественные и алкогольные, и слабоалкогольные напитки, даже при том, что они обязательно заявлены в меню. Дежурная отговорка рестораторов: «Закончилось!» На самом деле им просто невыгодно или неинтересно торговать отечественным пивом. Как, впрочем, и шампанским.


Н.Дешковец: Совершенно верно! Мы анализировали, как отечественное пиво представлено в питейных заведениях. 80 процентов минских кафе, баров и ресторанов торгуют преимущественно импортом. А в целом по стране количество точек общепита, где представлено белорусское пиво, едва дотягивает до 30 процентов! Почему? Вопрос интересный. Раньше рестораторы объясняли нам, что им невыгодно торговать нашей продукцией из–за низких, законодательно ограниченных надбавок. Им пошли навстречу, надбавки увеличили. Но теперь, когда цена за бокал импортного (я имею в виду российское) и отечественного пива примерно одинаковая, опять же со слов работников общепита, возникла новая проблема: на белорусское пиво упал спрос. Срабатывает стереотип: завозное — лучше, тем более за те же деньги...


В.Карягин: И совершенно напрасно. К качеству того пива, что у нас продается под импортными этикетками, у меня лично большие претензии. Потому что я пробовал пивные брэнды на их родине, в Австрии, например. Поверьте, этот продукт не имеет ничего общего с тем импортным, что продается у нас. Наше пиво по качеству очень даже неплохое. Я в качестве презента часто беру с собой в командировки несколько бутылочек.


Н.Дешковец: В общем, ситуация такова: отечественное пиво реализуется в основном через магазины.


«СБ»: Берут, чтобы выпить дома или по дороге домой.


Н.Дешковец: По нашим опросам, 37 процентов покупателей приобретают пиво, чтобы выпить его на улице. А 9 процентов утверждают, что они постоянно пьют его по дороге домой.


А.Грибов: Объясню почему: им некогда сидеть в кафе. Надежда Владимировна, а вы не анализировали, как повлияла на спрос ликвидация ларьков на остановках в Минске?


Н.Дешковец: В июле прошлого года киоски давали примерно треть оборота пива (кстати, 60 процентов — отечественного производства), сейчас — 19 процентов. Продажи нашего предприятия упали на 10 процентов. «Крынiца» (прежде самый продаваемый брэнд в киосках), полагаю, имеет еще большие потери. Это логично. Тот, кто покупал пиво там, не хочет стоять с корзинкой в очереди в магазине после 18.00. Проще отказаться.


«СБ»: Может, оно и к лучшему. Люди станут меньше пить. Пивной алкоголизм — не пустая угроза...


Н.Дешковец: Не все так просто. В то время, когда мы минусуем, продажи импортного пива не только не снижаются, но и уверенно растут — где–то плюс 4 процента в год. Каждый третий продаваемый в стране литр ячменного напитка — завозной! При этом производство белорусского пива сокращается на 7 — 8 процентов. Что касается пивного алкоголизма. В Беларуси на душу населения потребляется приблизительно 46 литров пива, в России — 75 литров, в Украине — 65. Я уже не говорю про Литву, жители которой выпивают по 100 литров в год, или Германию и Чехию с их 115 и 150 литрами на душу. С одной стороны, и ладно, и хорошо. Повышаем культуру употребления... Но если все продаваемые алкогольные напитки в стране ранжировать по содержанию абсолютного алкоголя, то цифры получатся аховые — три четверти займет крепкий алкоголь, то есть водка. Дешевых крепленых вин у нас выпивается по 20 литров в год на каждого жителя! Это нормально?! Даже в России доля продаж крепких спиртных напитков только 54 процента. Так какой алкоголизм более опасен?


«СБ»: То есть вы полагаете, что пить меньше люди не станут: если пивная ниша освободится, ее займут крепкие напитки?


Н.Дешковец: Конечно. Ведь пиво и без того недешевый продукт. Скажем, бутылка 40–градусной стоит 7,5 тысячи рублей. Для того чтобы получить такой же эффект, но от пива, нужно купить 8 бутылок по 2 тысячи рублей за каждую. С точки зрения народной «экономики» совершенно ясно, какой напиток выгоднее брать ради того, чтобы просто захмелеть.


«СБ»: Киоски убрали с остановок, рост продаж импортного пива увеличился. Если сейчас так же рьяно возьмемся за культуру пития в общественных местах, то не получим ли в результате банальный рост спроса на водку и, как следствие, — тихий алкоголизм на кухне? При таких штрафах... И особенно если будет некуда пойти посидеть за бокалом недорогого пива. Ведь почему пьют на улице? Потому что дешево! И не надо искать свободное место в переполненных барах и кафе. Попробуйте в часы пик — полвечера потеряете.


Н.Дешковец: Поверьте, мы не меньше, чем депутаты, ратуем за культуру и порядок в общественных местах. Во всех развитых странах распитие на улице запрещено. Это нормально, это правильно. Но там предостаточно мест, где можно свободно и дешево посидеть вечером, в выходные.


В.Карягин: Часто бываю в командировках за рубежом. Обратил внимание, как решена или решается эта проблема в Швеции, Финляндии, в Таллине, Москве. Беседовал с администраторами питейных заведений. Там очень большое значение придают привлечению посетителей в такие заведения, особенно в летний период. Если люди хотят пообщаться, поговорить, им создают все условия. У нас же, по информации предпринимателей, слишком много запретов на размещение точек по реализации разливного пива. На центральных площадях — нельзя. В Стокгольме у королевского дворца люди сидят, общаются, пьют пиво, хотя и по очень высокой цене.


Н.Самосейко: Позвольте возразить! У нас, можно сказать, под окнами Парламента то же самое — пьют пиво в палатках. Никто не запрещает...


Н.Дешковец: Ну да! Сколько раз у нас так было. Местная администрация разрешает ставить шатер и работать. А потом появляются санитарные врачи и запрещают. Причины всегда найдутся: нет туалетов или еще чего–то. При этом безалкогольные напитки, пожалуйста, продавайте...


А.Грибов: Вдоль улицы Якуба Коласа от самой площади до пересечения с улицей Сурганова есть только три точки, где можно посидеть, выпить белорусского пива. Цена бокала от 1,8 тысячи рублей до 3,5 тысячи.


В.Карягин: Вы посмотрите на культуру обслуживания? Она низка. Как, впрочем, и культура потребления. А нашим производителям я бы рекомендовал больше производить высококачественного пива. А не только дешевого. Моду пить на улице из бутылки у нас сформировала реклама. Если помните, в прежние годы постоянно шла картинка на телевидении: идут молодые люди по улице, у всех в карманах торчат пивные бутылки, пьют на ходу...


Л.Вайцехович: Такая реклама уже давно запрещена.


В.Карягин: Хотя мы, как правило, не приветствуем в качестве стимула административные меры, здесь, пожалуй, без них не обойтись. Как и во всех развитых странах, распитие спиртных напитков в общественных местах вне летних площадок, кафе и ресторанов должно жестко пресекаться. В некоторых государствах, например, если ты купил пиво и несешь его в руке, даже не открытое, тебе колоссальный штраф выпишут. А за распитие попадешь в тюрьму.


Н.Дешковец: Мы постоянно используем термин «общественные места». А нельзя ли конкретизировать, что к этим местам относится?


Н.Самосейко: Есть достаточно четкое определение этого понятия в других кодексах и, думаю, отдельно в КоАП нет смысла его давать.


Н.Дешковец: Я недавно была в Литве. Вы, наверное, знаете, что в Литве действует очень много, причем строгих, запретов на распитие пива, крепких спиртных напитков, на их рекламу. Но тем не менее там буквально на каждом шагу стоят шатры, где можно посидеть и культурно выпить пива. Даже на побережье они есть. У нас такое практически невозможно. Мы все ратуем за культуру пития, но готовы ли мы к тому, чтобы предложить альтернативу? Если ее не будет, бесспорно, выиграют не белорусские производители этого напитка.


«СБ»: Что нужно, чтобы и у нас можно было без проблем найти, где посидеть с бокалом пива? Не переместятся ли любители пива в «тень» — во дворы, на детские площадки, в подъезды, скверы и парки? Достаточно ли недорогих баров, кафе и ресторанов?


Л.Вайцехович: Куда пойдет человек пить пиво, зависит больше от его культуры...


А сеть предприятий общественного питания из года в год у нас постоянно растет. Кафе и ресторанов в стране насчитывается 5,5 тысячи. В 2007 году было 4,6 тысячи, в 2008 году — 4,9 тысячи. В ассортименте они обязаны иметь отечественные алкогольные напитки, в том числе и пиво.


В.Карягин: А вы сегодня зайдите в гостиницу «Беларусь». Там рекламируется белорусская кухня, но никогда не купить отечественного пива! Иностранцы давно удивляются, как же так? Ведь понятно желание туриста попробовать и местное пиво...


Л.Вайцехович: Мне сложно с вами согласиться. Мы регулярно проводим мониторинг и отслеживаем наличие товаров, обязательных в ассортиментном перечне, в том числе отечественного производства. Есть такие случаи, но скорее как исключение, чем правило. Это нарушение, за которое предприятия несут ответственность.


В.Карягин: Для проверки у них найдется что показать. А вы попробуйте заказать...


«СБ»: Хорошо, допустим, кафе–ресторанов много. А достаточно ли точек быстрого обслуживания?


Л.Вайцехович: Кроме стационарной сети, каждый год развертываются мобильные выносные палатки, тентовые конструкции, мини–кафе. Их 11,5 тысячи. Из них квасом в разлив торгует 5,3 тысячи, пивом — 5,5 тысячи.


А.Грибов: Человек приходит в такую палатку и видит, что пиво в разлив дороже, чем в бутылке в соседнем магазине...


Л.Вайцехович: Но в любом заведении общественного питания в зависимости от уровня обслуживания установлен определенный размер наценки. Предприятия общепита максимально снижают наценки, чтобы привлечь потребителя. Но сейчас посещаемость кафе и баров уменьшилась.


Н.Дешковец: А нас вот, наоборот, заставляют убирать шатры...


Н.Самосейко: Я все же считаю, что запрет на распитие пива в общественных местах не ставит целью пересадить всех его любителей с парковых скамеек и парапетов на набережных за барные стойки. Просто людей пьющих на ходу не должно быть. Точка. Дискуссии неуместны!


А.Грибов: Как бы перегибов не случилось... В моем районе во дворах уже все скамейки убрали, за исключением тех, что стоят возле подъездов. Местные власти, мне кажется, ограничатся тем, что уберут скамейки и будут рассчитывать на пополнение местного бюджета за счет штрафов. В ответ люди станут изощренно прятаться, переливать пиво в другую тару. За каждым не уследишь.


Л.Вайцехович: Я думаю, что такое положение, когда человек может ехать в автобусе или в маршрутке и пить пиво, не должно сохраняться.


Н.Самосейко: И на набережной Свислочи...


А.Грибов: Будут сидеть, как сидели, только пить втихаря, из пакетов.


Н.Самосейко: Не скажите, люди у нас в основном законопослушные. И у милиции появится действенный рычаг для воздействия на нарушителей. Думаю, ни один студент не захочет фигурировать в протоколах, не станет рисковать репутацией и деньгами. Со временем общество привыкнет к такому поведению как к норме.


Н.Дешковец: И что дальше? Нет, я не против культуры употребления слабоалкогольных напитков. Но разве у нас сервис развит так, как, скажем, в Чехии или Дании?


Л.Вайцехович: Вопросы, конечно, есть. Общепит продает белорусское пиво не в таком количестве, как торговля, поскольку в товарообороте эта отрасль занимает всего 7%. Но и производитель не всегда идет навстречу, порой не хочет выполнять заявки общепита потому, что они меньше по объему, чем в магазинах. Если кафе нужно 2 — 3 ящика и еще в ассортименте — никто не повезет.


Н.Дешковец: Пиво это не покупка стиральной машины, когда долго выбираешь, сравниваешь различные варианты, а потом решаешь приобрести. Посидеть, выпить пива, это желание импульсивное. И удовлетворение этого желания должно быть, если так можно выразиться, на расстоянии вытянутой руки. Нет возможности, ну и нет. Проще купить водку.


Л.Вайцехович: Нельзя сказать, что у нас сегодня людям вечером некуда пойти отдохнуть.


«СБ»: А цены? Может, параллельно с запретом хотя бы уменьшить арендную плату для кафе, снизить налоги...


Л.Вайцехович: Вопрос снижения ставок арендной платы рассматривается...


А.Грибов: На предприятии в Чите, где я работал, никто из нас не брал с собой в гостиничный номер пиво — все шли в кафе. Потому что разницы в цене — там и в магазине — не было практически никакой.


Л.Вайцехович: Общественное питание это вид торговли, который включает в себя производство, переработку, организацию потребления продуктов питания с оказанием сопутствующих услуг. Это затратная отрасль.


А.Грибов: А в магазине что, таких затрат нет?


Л.Вайцехович: Нет. Помимо того, что продукты перерабатываются и готовятся, вас же еще и обслуживает официант.


А.Грибов: А если ввести самообслуживание?


Л.Вайцехович: И во что это превратится?


«СБ»: Итак, завтра после принятия закона выглядит примерно следующим: на улице пить пиво нельзя, в кафе дорого, потому что наценка 100 процентов, снизить наценку невозможно, кафе разорится. Замкнутый круг получается...


Н.Самосейко: А может, и в самом деле как вариант стоило бы подумать о том, чтобы отвести специальные места для распития пива без какого–либо обслуживания?


«СБ»: Как место, отведенное, например для курения.


Л.Вайцехович: Производители вправе обратиться в исполком со своими предложениями, главное, чтобы место удовлетворяло всем требованиям для такого рода заведений.


Н.Дешковец: Но наши шатры портят внешний облик города, как утверждают в торговом отделе исполкома! И еще к слову. В 2014 году будет проходить чемпионат мира по хоккею. Это мероприятие должно быть максимально использовано для привлечения туристов, и его нужно провести еще и так, чтобы оно не только окупило себя, но дало прибыль нашей экономике, предприятиям. Иначе зачем так отчаянно бороться за получение такого права. Там тоже запретят пиво продавать?


Н.Самосейко: Если в каком–то из спортивных сооружений будет специально оборудовано место, вопросов никаких не возникнет.


Н.Дешковец: У нас есть примеры. Год назад хотели оказать поддержку одному из концертов. Естественно, за счет прибыли от продажи пива. Но за 2 часа продажа его нам была запрещена. Что в результате? Таксисты озолотились, подвозя спиртное по 20 тысяч за бутылку.


Н.Самосейко: В законе все случаи не пропишешь, это компетенция местной власти.


Л.Вайцехович: В соответствии с законом о массовых мероприятиях реализация пива во время их проведения запрещена.


Н.Дешковец: Но почему? В других странах как–то полиция управляется? И с организацией, и с контролем порядка...


Н.Самосейко: Владимир Николаевич, и как там полиция контролирует ситуацию, обеспечивает порядок? Там же не сидят, конечно же, где попало с бутылками?


В.Карягин: Там пить на таких мероприятиях можно только в специальных местах. Ходить с бутылкой в руке запрещено.


«СБ»: Похоже, дискуссии нашей нет конца. Это говорит лишь о том, что тема затронута непростая. Поэтому предлагаем каждому участнику коротко высказать свое мнение о готовящемся нововведении, а читатель рассудит, чей аргумент убедительнее.


Н.Самосейко: Законопроект очень значимый с точки зрения культуры поведения в общественных местах отдыха, повышения уровня безопасности. И еще есть время, чтобы внести и учесть какие–то рациональные предложения.


А.Грибов: Если уж мы говорим о повышении культуры, так не стоит о ней забывать и при обеспечении условий функционирования нового закона. По моему мнению, очень сложная ситуация может возникнуть, если для тех, кто сегодня пьет пиво на улице, не будут созданы приемлемые условия под крышей питейного заведения.


В.Карягин: Почему очень мало белорусского пива продается в разлив? Причина в ценообразовании. На импортное пиво ценообразование у нас более свободное. Поэтому торговле выгоднее им торговать. Одними административными мерами проблему культуры употребления слабоалкогольных напитков мы никогда не решим. Это аксиома. Если милиция получит дополнительный административный ресурс, нужно сделать так, чтобы у нее было как можно меньше поводов использовать его. Для чего нужно просчитать всю цепочку вторичных проблем, которые могут возникнуть при решении поставленной перед законодателями задачи. И по мусору, и по туалетам, и по количеству баров, кафе... Ничто не может быть страшнее самой проблемы, чем непродуманные средства для ее решения.


Н.Дешковец: Программу развития пивоварения в Беларуси никто не отменял. А там говорится, что к 2010 году мы должны варить не 45 миллионов декалитров в год, как сейчас, а 60. Поэтому новый закон, решая проблему культуры и общественной безопасности, не должен тормозить развитие пивоваренной отрасли страны.


Л.Вайцехович: Развитие сети общественного питания у нас идет постоянно. А вопросы запрета на распитие пива в общественных местах должны быть рассмотрены.


Кстати


По данным Национального статистического комитета, в первой половине 2009 года продажи пива снизились на 3,9 процента, до 22,4 тысячи декалитров. Выпуск пенного напитка в стране сократился еще больше — на 7,5 процента (20,4 тысячи декалитров).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter