Чуткость - понятие материальное

Еще недавно Витебщина, говоря казенным языком, отставала от других регионов страны по темпам паспортизации.
Еще недавно Витебщина, говоря казенным языком, отставала от других регионов страны по темпам паспортизации. Но сейчас можно сказать, что кампания проходит здесь успешно: новые паспорта получили 98 процентов жителей области. Любопытно, что в ходе проверок стало известно о людях, которые каким-то образом умудрялись обходиться без паспортов в течение многих лет. Уроженка деревни Межиево Толочинского района Мария Андреевна Волчек, например, прожила без основного удостоверения личности 82 года. При этом она еще и пенсию получала как член семьи воина, погибшего во время Великой Отечественной. А первый в жизни паспорт пожилой женщине вручили лишь в конце минувшей недели в Витебске.

Нынешняя кампания по замене паспортов - уже пятая по счету за послевоенные годы. С одной стороны, в голове не укладывается, как четыре предыдущие прошли мимо Марии Андреевны, а с другой - когда больше узнаешь о ее судьбе, становится ясно, почему документ N 1 понадобился ей только сейчас.

Мария Андреевна - инвалид с детства. Рано ушел из жизни ее отец, не вернулись с войны оба брата. За ней ухаживала мать, а когда той не стало, больную женщину забрала к себе в городской поселок Коханово (все того же Толочинского района) родная сестра.

Нужно сказать, что у Волчек все же было три документа: свидетельство инвалида II группы, справка с места рождения и пенсионное удостоверение. Но этого оказалось недостаточно, чтобы получить паспорт в Витебске, куда она переехала к племяннице после смерти сестры.

Племянница, Людмила Быкова, рассказала, что Мария Андреевна очень боялась попасть в дом престарелых. "А раз из родственников у нее никого не осталось, - поделилась Людмила Николаевна, - то я и решила перевезти тетю к себе".

Когда выяснилось, что без паспорта в областном центре ни в больницу лечь, ни пенсию после 1 июля не получить, начались долгие хождения по кабинетам. В Кохановском сельсовете потребовали свидетельство о рождении, а в Толочинском загсе предложили обратиться в суд. В этом случае понадобились бы как минимум два свидетеля. А где их взять - кто-то из стариков умер, а кто-то уехал в неизвестном направлении. Да и перспектива везти в Толочин бабушку, которая самостоятельно передвигаться не может и практически ничего не слышит, выглядела уж очень мрачной.

Помогла паспортно-визовая служба УВД Витебского облисполкома. Начальник одного из ее отделов полковник милиции Виктор Лапин приехал домой к Марии Андреевне, вручил ей паспорт, преподнес цветы и извинился за своих коллег, которые не сумели решить проблему раньше. "В архиве Толочинского района, - рассказывает Виктор Васильевич, - нам удалось разыскать документ, подтверждавший факт рождения М.А.Волчек. По закону этого было достаточно, чтобы выдать человеку паспорт и обойтись без судебных разбирательств". Кстати, точную дату рождения Марии Андреевны установить так и не удалось. Поэтому в соответствующей графе ее первого паспорта сделана довольно-таки необычная запись: "Первая половина 1922 года".

Накануне Дня Победы на Витебщине прошла акция по вручению новых национальных паспортов ветеранам войны и труженикам тыла. Создавались специальные выездные бригады, которые помогли обменять документы тем, кто не смог сделать этого самостоятельно по состоянию здоровья. Всего на дом старикам и инвалидам привезли 5.600 паспортов.

Много ли людей сегодня в нашей стране живут без столь необходимого документа? По мнению Виктора Лапина, подобные ситуации редки. Случай с Марией Андреевной Волчек - уникальный. Чаще всего паспорт либо теряют и не торопятся восстанавливать, либо не могут его получить из-за отсутствия прописки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter