Повышать интерес покупателей к продукции нашего производства. Эта тема рефреном звучала на выездной коллегии Министерства торговли в Могилеве. Для убедительности приводилась статистика.
Например, за 8 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем продаж белорусских телевизоров упал более чем вдвое. Еще недавно из 100 купленных телеприемников 43 были собраны в Беларуси. Сегодня это число снизилось до 19. В прошлом году на рынке стиральных машин доминировала белорусская продукция. В 64 случаях из 100 покупатели отдавали предпочтение нашим «стиралкам». Сейчас же их приобретают только 46 процентов покупателей. В итоге объемы продаж упали более чем на 17 процентов.
Приведенные примеры — самые яркие. Но и по остальным группам товаров ситуация не ахти. Меньше покупаем кондитерских изделий собственного производства, соков, нижнего белья. Список можно продолжить. Подчеркну: цифры статистики — средние по стране. Есть позиции, по которым в регионах падение продаж значительно выше. Например, в Могилевской области на наши стиральные порошки спрос упал на 12 процентов. На Минщине почти на 13 процентов снизились продажи стройматериалов. На Витебщине на 11 процентов меньше стали покупать трикотажных изделий. В Гомельской области примерно на столько же упал спрос на парфюмерно–косметические товары.
Каждая из этих цифр — тревожный звонок для производителей. Слышат ли они его? Похоже, что не всегда. Об этом говорил заместитель директора управляющей компании «Либретик» Робертас Шуляускас во время посещения участниками выездного заседания недавно открывшегося в Могилеве магазина «Соседи». Шуляускас недоумевает вот по какому поводу. Товароведы могут точно сказать производителю, какой товар на пике спроса. Заказывают его, уверенные в быстрой реализации. Но заявка не выполняется. Оказывается, популярную у покупателей линейку продукции предприятие сняло с производства. Где логика?
Я же, побродив по «Соседям», увидел, что и торговля порой не может преподнести продукцию, что называется, на уровне, подать ее. Подхожу к витрине с овощами. На ценнике написано «Картофель фасованный». Но белорусский лежит насыпью, без упаковки. Как и морковь, свекла...
Мелочь? Может, и так. Но, как мне кажется, тут сама торговля сделала очередной шаг к тому, чтобы потребителя отвратить от своего продукта. При равном качестве покупатель предпочтет упакованные картофель и овощи, не задумываясь о том, где они выращены и какого производителя он поддержит своим рублем.
Так как же все–таки продать свое? Глава Минторга Валентин Чеканов справедливо считает, что в первую очередь производителям пора перестать выпускать то, что не пользуется спросом. Зачем тратить деньги и время, чтобы произвести товар, который будет пылиться на полке? Опять же пора понять наконец, что внешний вид товара имеет значение. Как, собственно, и его реклама. К выводам министра, по–моему, стоит прислушаться:
— Не умеют наши производители себя преподносить. Перед началом коллегии — на выставке товаров, выпускающихся в регионе, — увидел подгузники, которые делают в Могилеве. По качеству они не уступают импортным. Но откуда об этом узнает покупатель? Рекламы фактически нет никакой.
Есть над чем подумать... Предприятия выпускают то, что считают нужным или что им удобно. Советы и пожелания торговли остаются неуслышанными. А мы, покупатели, ходим по магазинам в поисках недорогого качественного товара. Находим. И то, что он частенько произведен за пределами страны, — не только наша беда...
Советская Белоруссия №213 (24350). Среда, 13 ноября 2013 года.