Чтобы не толкали, надо тянуть!

«Тяни-Толкай» в полном составе, пришли для участия в он-лайн-конференции на www.sb.by.
В наушниках звучат «3000 шагов». Снова и снова слушаю их. «Мне под ноги бросилась весна, жалобно просила...». А потом «Даль-чужбинушка», «Снег»... По утверждениям большинства посетителей нашего сайта, оставивших свои комментарии в разделе «Круглый стол» на тему «Кто у нас поп-звезда?», группа «Тяни-Толкай» занимает одну из лидирующих позиций на белорусской эстраде. И я не могу не согласиться. Нравится. Душевно.

Этими же словами я бы охарактеризовала и нашу встречу в редакции «СБ», куда Паша Клышевский (П.К.), Андрей Заяц (А.), Паша Тараймович (П.Т.) и Кирилл Клишевич (К.), то есть «Тяни-Толкай» в полном составе, пришли для участия в он-лайн-конференции на www.sb.by.

Жук: Ваш путь к элите белорусской эстрады? Ведь еще пару лет назад никто даже не слышал о «Т-Т», а сегодня таких групп еще поискать придется. Что стало переломным моментом?

П.Т.: Пару лет назад — это вы загнули. Свой первый альбом мы выпустили в 2001 году. Потом еще два. Особо переломного момента не было. Точнее, моментов было много, но не слишком надломных.

К.: Наверное, самым ярким стало появление в радиоэфире песни «3000 шагов». А потом клипа на эту песню...

П.Т.: ... после чего о нас подавляющее число слушателей и узнало.

А.: Даже на улицах начали узнавать.

Sunlight: Чаще вы поете вживую или под «фанеру»?

К.: Как правило, мы поем под «минус». Кроме телесъемок — там полная фонограмма.

А.: А еще мы очень любим петь под гитару в кругу друзей.

Эдвин: Ваши клипы — это маленькие фильмы с сюжетной линией и все такое. Может быть, есть желание сняться в серьезном настоящем кино?

А.: Сняться в кино мы бы с удовольствием согласились.

К.: Мы уже участвовали, кстати, в эпизодических ролях в известных российских сериалах «Женщина в игре без правил», «Вокзал» и т.д. А еще саундтрек бы хотели к какому-нибудь фильму сделать: тематические песни или просто инструментал. Было бы интересно.

П.Т.: Ждем, когда начнут снимать белорусский блокбастер, чтобы в нем поучаствовать.

— Каких хотели бы сыграть героев: положительных или отрицательных?

П.Т.: Я бы отрицательного хотел. Такую роль играть гораздо интереснее. Сложно сыграть так, чтобы тебя все ненавидели, но в то же время любили.

Вика: Для съемок клипа «Даль-чужбинушка» вам пришлось учиться ездить верхом или и раньше умели? Как впечатления?

А.: Короче, мы с Кириллом побоялись. Не рискнули. Вообще, я с детства лошадей боюсь.

К.: На самом деле по сценарию мне и не надо было кататься верхом, чему я был очень рад. Укрощать этих строптивых выпало нашим доблестным Павлам. Кстати, мы на днях выяснили, что у Паши Т. аллергия на лошадей.

П.Т. (улыбается): Это точно. Для меня самое интересное было даже не катание на лошадях (я на них еще в детстве в деревне ездил, так что не боялся), а то, что у меня после катания началось. Вдруг расчихался, глаза заслезились. Я все не мог понять, с чего бы это. А вот неделю назад, когда катался на лошадях для съемок в программе «Компас», то же самое повторилось. Даже еще сильнее. Я вообще не мог глаза открыть. Меня спасали всей съемочной командой. Так что я решил, что у меня на лошадей аллергия.

Кролик: Можно ли стать музыкантом и выступать на сцене, не имея при этом музыкального образования, только голос и простые навыки игры на фортепиано?

А.: Я считаю, что возможно, главное — иметь большое желание. И никогда не сдаваться.

К.: Скажем больше: у нас нет ни музыкального образования (в музыкальной школе по классу фортепиано учился только Кирилл. — Прим. авт.)...

А. (хрипло): ... и голоса нет тоже. Только немножко слуха.

К.: Но, как мы это называем, мы поем душой. А еще, конечно, должно быть везение.

А.: «Госпожа Удача, для кого ты добрая, а кому — иначе»... (Андрей все время напевал какие-то песенки в тему. – Прим. авт.)

П.Т.: Терпение и труд...

К.: Это точно. Паша К. долго сидел под дверями радиостудии и всем пытался отдать наш диск.

А.: Сначала его игнорировали. Но когда он всех «достал», вышел один звукорежиссер и сказал: «Ну давай свой диск, послушаем».

К.: Вот так мы попали на радио.

П.К: Главное — петь душой, чтобы нравилось себе и людям. И мне кажется, давно прошел тот момент, когда было важно, кто берет какую ноту...

— А если нет возможности сделать запись?

К.: А без записи с тобой в любом случае никто разговаривать не будет. Запись может быть чуть ли не дома в микрофон. Но главное, чтобы была.

А.: Мы в свое время собирались у меня дома и писали на «бобиннике»...

К.: ...который работал, только когда втыкали в него отвертку... Так что записать одну песню в Беларуси не самое дорогое удовольствие. Думаю, 50 долларов хватит. Это, конечно, не пойдет на MTV, но будет вполне слушаемый вариант.

Solnushko: Вопрос Паше Клышевскому как автору песен. У вас есть песня, которую невозможно слушать без слез («Снег»). Скажите, пожалуйста, это просто песня или...

П.К.: К счастью, это просто песня. И дай бог, чтобы такого сюжета не произошло ни у кого. Хотя бывали случаи, когда после выступлений к нам подходили люди и рассказывали, что такое происходило в реальной жизни с кем-то из их знакомых, родственников. Это на самом деле страшно...

Квинт: Ваши любимые книги, кинофильмы, музыка?

П.Т.: Я детективы читаю. А кино смотрю сейчас больше российское. Голливудское надоело.

А.: Я читаю в основном газеты. Из фильмов любимый жанр — триллеры. В детстве очень любил ужасы и потом боялся идти домой ночью.

П.Т.: Да, мы видео напрокат брали. Так что Андрей — киноман со стажем. Пять кассет трехчасовых в день успевал просматривать.

А.: Для меня это был настоящий праздник. В детстве у меня был кумиром Брюс Ли. И я после фильмов выходил и сбивал кулаки о дерево.

К.: Я люблю фэнтези. А фильмы, как ни странно, люблю старые советские. Про героев. Что касается музыки, лично мне нравится любая мелодичная.

А.: Время от времени люблю послушать классическую музыку.

П.Т.: Любую.

П.К.: Я тоже стал абсолютно всеяден. Неважно, в каком песня стиле, если она цепляет — она цепляет.

Елена: На чей концерт хотели бы сходить в качестве зрителей?

К.: На концерт «Queen» и «Nirvana». Но ни на тот, ни на другой попасть, к сожалению, не получится.

А.: Так ты у нас панк в душе (Кириллу). Я бы с удовольствием сходил на концерт группы АС/DC. И надеюсь, что в скором времени они посетят Минск.

П.Т.: А я бы сходил на «Beatles».

Темка: Интересно, а кем мечтали стать в детстве?

К.: Из меня кого только ни делали: и танцора, и классического музыканта. А я хотел стать хирургом. Не знаю, почему.

А.: Пожарником, то есть пожарным хотел стать. А потом, немного повзрослев, как вы уже догадались, актером кино.

П.Т.: А я хотел быть футболистом. Но не просто, а звездой мирового футбола. А потом — музыкантом. Так что сбылась мечта.

Таша: Кто из участников «Тяни-Толкай» самый скромный и стеснительный, а кто, наоборот, самый смелый и пробивной?

П.К.: Вы, наверное, не поверите, но самый скромный и стеснительный — это Заяц. Иногда аж «занадта».

К.: А смелый и пробивной — это П.К.

Sunlight: Какой из подарков вам больше всего запомнился?

П.Т.: Мне однажды морскую свинку подарили. В день рождения.

— Поклонница?

П.Т: Надеюсь... Жена.

К.: А мне на концерте подарили мягкую игрушку. Она была в виде огромного паука. Очень интересная. Я ее дома на диване положил. Но ночью, когда случайно натыкался взглядом, меня всегда передергивало: уж больно она какая-то зловещая была. А в итоге мама сказала, что не может смотреть на нее, и убрала.

А.: Когда мы были на концерте в Гомеле, нам одна девочка лет 13 подарила каждому свои фото. Все одинаковые. Не знаю, зачем, но храним.

К.: У меня есть такой пакетик, где сложено все, связанное с группой. Раньше даже вырезки из газет собирал.

Елена: А почему группа называется «Тяни-Толкай»?

К.: Самый распространенный вопрос. Сходите к нам на сайт www.tolkay.org. Там все написано о названии. Речь о персонаже из «Айболита».

(Для тех, у кого все же нет возможности зайти в Интернет, добавлю. Название П.К. придумал, а точнее, «содрал» у Корнея Чуковского. Сказку про доктора Айболита читали? Там и было такое животное с двумя головами Тяни-Толкай. Решили, что подходит. — Н.Д.)

Аленушка: Сколько лет вы уже вместе? Ссоритесь ли когда-нибудь? Кто самый вспыльчивый в группе? Что для вас значит понятие «дружба»?

А.: Мы друзья с детства — оба Паши и я. А Кирилла мы встретили попозже. Где-то году в 2000-м. Он был тогда маленький и просился к нам в группу.

К.: Вот так вот. Хорошо...

А.: Ссоримся? Да нам особо нечего делить. У нас демократия. А вот нервные все. Работа у нас такая.

П.Т.: Нормальные люди на сцене не выступают. В смысле, уравновешенные. А вот про дружбу... Это надо чувствовать.

К.: У нас есть песня про друзей «Наши звучат имена». И сейчас готовится новенькая на ту же тему.

Елена: Вы любите путешествовать?

А.: Мы недавно с Пашей К. вернулись из Турции. Поехали в бархатный сезон. Впечатления самые теплые... Хотелось бы посетить многие страны, но пока это не удается.

П.Т.: Андрей недорассказал. Мы в прошлом году почти всей группой, кроме Кирилла, первый раз в Турции оказались. Вот тогда были главные впечатления. Я до того дня ни разу не видел моря. Так получилось, что первым оказалось Средиземное.

А.: А я первый раз полетел на самолете.

П.Т.: Хорошо там. Не рассказывать надо, а видеть.

К.: Я был в Бельгии пару раз. Оттуда во Францию заскакивал. Там границы-то особой нет. Мы с друзьями проехали пару километров, в баре выпили уже французского пива, сфотографировались возле указателя. Так что, можно сказать, побывал во Франции. В Вашингтоне тоже был. Белый дом — ерунда. Я бы прошел мимо, если бы там не стояла толпа людей, которые фотографировались на фоне. Что самое ужасное, к 99,9 процента девушек на улице я бы и в страшном сне не подошел. Когда приехал домой (ездил на 10 дней), сразу — а, девчонки. Свои — красивые... А еще люблю путешествовать по Беларуси с программой «Компас», которую мы ведем на телевидении.

Лёля: Есть ли у вас какие-нибудь фобии?

А.: У меня клаустрофобия. Это же когда высоты боятся?

К.: Нет, замкнутого пространства.

А.: И этого тоже боюсь.

К.: А я боюсь высоты. Недавно себя переборол, прокатился на новом «Колесе обозрения». Потом отдирал пальцы от поручней. А еще я боюсь остаться вообще один.

П.К.: А Паша Т. боится домашних животных. Кроме морской свинки, потому что у них большая разница в весе. У меня фобий тоже полно. Я боюсь высоты, темноты и еще много чего. Глубины, например. В море, как только от берега отплываю, сразу вспоминаю все фильмы ужасов. Но я с этим борюсь — стиснув зубы, продолжаю плыть дальше. В бассейне чувствую себя намного комфортнее.

Злюка: В каком из известных вам шоу на телевидении вы хотели бы поучаствовать?

А.: Я бы в «Последнем герое» ради похудания поучаствовал. Поел бы разных тараканчиков и паучков.

К.: «Форт Боярд». Интересно.

П.К.: В каких-нибудь гонках. Погонял бы на реальной скоростной машине. Ну и в «Последнем герое» с удовольствием.

(При том, сколько у ребят всевозможных фобий, очень смелые ответы. Но самое интересное еще впереди. — Н.Д.)

Пупсик: Какой в вашей жизни был самый смелый поступок?

П.К.: Самый смелый... Я знаю самый безумный — это то, что мы в группу взяли очкарика (вероятно, потому, что Кирилл самый младший, остальные тянитолкайцы постоянно над ним подтрунивали. — Н.Д.). А самый смелый... Еще впереди, нужно идти к стоматологу. Я их очень боюсь.

П.Т.: Не послушался родителей и продолжил заниматься музыкой.

А.: С детства боюсь садиться за руль. Поэтому для меня самым смелым поступком будет пойти все-таки на курсы вождения.

К.: Буквально летом я оставил свою основную работу ради занятий музыкой. Это был очень смелый, по крайней мере для меня, поступок.

Дима: Вы живете отдельно или вместе с родителями? О каком личном пространстве для себя мечтаете?

П.К.: Живу отдельно, но думаю переезжать к родителям. Скучно им — зовут. А мечтаю? Все-таки, наверное, лучше частный дом, коттедж.

А.: Я предпочитаю в жилом доме жить. Хочу собственную квартиру, хотя бы двухкомнатную.

К.: А мне бы хватило двухуровневой квартиры. Но пока живу с родителями.

Лёля: Довольны ли вы своей популярностью? Или Кирилл все еще хочет, чтобы девчонки на улицах набрасывались на него и рвали его одежду на сувениры?

А. (Кириллу): Вот что-нибудь ляпнешь, потом нам отдуваться приходится.

Затем на мгновение повисла пауза. Ребята задумались. То ли подустали уже. То ли и правда вопрос застал врасплох...

А.: Не совсем. Как, наверное, и другим музыкантам, хочется чего-то большего. Развиваться.

П.К.: Смотря что считать популярностью. Если разрывание на сувениры, то не очень бы мне хотелось такой популярности. А на самом деле для меня самое ценное — когда люди просто подходят и говорят: спасибо вам за песни, они действительно нравятся. Это спокойное одобрение ценнее всего.

Sunlight: Планируете ли вы в скором времени свой сольный концерт?

К.: Планируем. Уже, наверное, в поддержку выпуска нового альбома.

Лёля: А когда появится новый альбом?

П.К.: Ближе к весне. Планировали осенью, но, увы, не успеваем. Очень много времени занимают концерты, съемки, передачи.

— В том же жанре?

А.: Ну, не совсем.

П.К.: Дворовая лирика.

Иван: Что такое шоу-бизнес в вашем представлении? Есть ли таковой в нашей стране? Какое место в нем вы себе определили бы?

П.К.: По-моему, это вложение денег в искусство и получение отдачи. Желательно в плюс, а не в минус.

А.: Могу сказать, что в Беларуси шоу-бизнес начал развиваться.

П.К.: Но он еще в младенческом возрасте. Делает первые шажочки. Слава Богу, уже не падает.

А.: Наше место пусть определяет народ.

К.: Я думаю, что не последнее. Даже судя по тем же продажам дисков.

Sunlight: Если однажды прекратите заниматься музыкой, каким тогда будет ваш род деятельности?

К.: Если станем невостребованными, вернемся к основному образованию. Ну я, во всяком случае. Я — программист.

А.: А что делать тому, у кого нет основного образования?..

П.Т.: А я не вернусь. Никогда не стану инженером. Нас сейчас на ТВ ведущими приглашают.

А.: А да, точно.

К.: А мне сказали, что у меня голос красивый, может, на радио попробую пойти.

Таша: Ребята, как вы считаете, чего в данный момент вам как группе не хватает? Харизмы, продюсера, мешка с деньгами?

К.: Хватает всего. Мы движемся вверх и делаем это сами. А мешок никогда не помешает.

П.К.: Мне кажется, не хватает немного лекарства от лени. Мы все в той или иной мере подвержены ее действию. Иногда не хватает сил на какую-нибудь мелочь, а в сумме эти мелочи могли бы сложиться во что-нибудь крупное. На самом деле, может быть, даже хорошо, что у нас нет мешка с деньгами, иначе это были бы уже не мы и не было бы того интереса чего-то достичь.

Хотите личное впечатление? Во время общения с группой «Тяни-Толкай» совсем забыла, что я на работе. Было по-настоящему весело, хорошо и комфортно. Все ребята такие же душевные, честные и открытые, как и их баллады. Судя по всему, им у нас тоже понравилось.

— Атмосфера у вас хорошая, дружеская, — поделился после он-лайна Паша Клышевский. — Поэтому очень понравилось. И вопросы сегодня интересные были. Обычно спрашивают одно и то же: «А почему такое название?», «Как вы образовались?» и т.д. Раз ответишь, второй. И все — штампами начинаешь говорить. А сегодня было много таких вопросов, на которые еще никогда не приходилось отвечать. Интересно...

С этими словами и наступил тот самый момент, когда ребятам предстояло определить автора лучшего вопроса он-лайн-конференции.

— Кристина, — первым сказал П.К.

— Да, точно, Кристина. Очень оригинальные вопросы, — поддержали все участники группы.

Единогласно. CD-диск с альбомом «3000 шагов» и автографами группы «Тяни-Толкай» отправляется в Бобруйск к 17-летней Кристине.

— Очень люблю ваш сайт... — написала она нам в ответ на радостную новость. — Все просто супер! Очень рада, что выбрали именно меня. Спасибо! :-)


Четверка вопросов от Кристины

Андрею: Каким был самый лучший совет, который ты получил в своей жизни?

А.: Мне много советов давали. Но самый лучший, наверное, родители в свое время дали. Будь человеком, сынок.

Паше К.: Кого бы ты взял с собой, если бы тебе достались два билета в рай?

К.: Я знаю, Паша взял бы с собой в рай гитару.

А.: И девушку.

П.К.: Нет. У меня, кстати, где-то такая песенка есть: «Два билета в рай». Давным-давно написанная. Но, знаете, пока не хочется. На самом деле я понимаю, что рай имеется в виду не на небе, а на земле. Но я бы туда не хотел, не к чему стремиться. Даже на отдыхе первые три дня я спал, набирался сил. А потом все — уже не мог. То есть билеты я вернул бы в кассу.

Паше Т.: Что бы ты сделал, если бы вдруг стал невидимым?

П.Т.: Что бы я сделал? Бесплатно ходил бы в кино, пользовался услугами разного общественного транспорта и вообще всячески бы экономил.

Кириллу: Если бы тебе осталось жить 24 часа, как бы ты их провел?

К.: Я бы, наконец, добился от таких балбесов проведения «сольника». Уж напоследок точно подарили бы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter