Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Родители не хотят, чтобы их ребенок был «как все». Специалисты объяснили, почему белорусы все чаще называют детей редкими именами

Чтобы не как у всех

Веселина, Лазарина, Златославия, Автандил, Добромир. Все это – реальные имена, которые в 2019 году давали своим детям белорусы: перечень самых необычных вариантов на прошлой неделе обнародовало Министерство юстиции. Специалисты отмечают, что называть малышей редкими именами стало тенденцией: только в Минске 180 мальчиков, рожденных в минувшем году, и 251 девочка не имеют тезок из числа ровесников. С чем связана новая мода? И почему родители, которых зачастую зовут просто и привычно (Александр, Николай, Мария, Ольга), так активно соревнуются в проявлении фантазии?

Рисунок Анатолия Щеголева

У Натальи и Руслана Таштимировых из агрогородка Лесной Минского района десять детей. Причем среди них нет ни одного Саши или Сережи, зато есть Кристиан, Даниэль, Марк, Леон. И в качестве вишенки на торте – Анна-Агнесса.

Сейчас нестандартным именем никого не удивишь, а вот 18 лет назад, когда у молодых родителей появился первый сын, а за ним – второй, третий, это казалось не­обычным и даже странным, вспоминает многодетная мама:

– Старшее поколение семьи переживало и даже уговаривало дать ребенку имя попроще.

И хотя Наталья и Руслан обращают внимание окружающих на правильное произношение и написание имен, люди все равно часто заменяют их более привычными вариантами. Например, Леона врачи в больнице называли Леонидом, а Кристиана в детском саду ласково именовали Крестиком.

– Но наши дети в случае чего не постесняются и поправить. Вообще, они довольны своими именами и, как мне кажется, даже ими гордятся.

Большая семья Таштимировых

Уже давно не смущают редкие имена и Элину Платонович, заместителя начальника отдела ЗАГС Молодечненского райисполкома:

– В 2019 году редкими вариантами для девочек стали Ярослава, Эрика, Таиса, Руслана, Нелли, Евдокия, Адель, Антонина. Для мальчиков это Василий, Демид, Демьян, Ефрем, Клим, Трофим, Феликс и, как ни странно, Олег: в прошлом году мы зарегистрировали только одного такого малыша.

За 18 лет работы Элина Людвиговна не припомнит случая, чтобы сотрудникам отдела ЗАГС пришлось уговаривать молодых родителей выбрать для ребенка имя попроще:

– Наверное, если бы кто-то вдруг решил назвать малыша нарицательным существительным вроде «Звезда» или «Яблоко», как это модно в США, то мы бы все же попытались отговорить. Но таких инцидентов у нас не было. Единственное, иногда родители не согласны с транслитерацией: например, хотят, чтобы сын Никита и по-белорусски был записан как Нікіта, а не Мікіта. На этот случай у нас есть «Слоўнік асабовых уласных імён», с которым мы постоянно сверяемся.

Выбор имени – процесс непростой, замечает Элина Платонович:

– Бывает, родители спорят, созваниваются с бабушками-дедушками, мол, за вами последнее слово: как решите, так и назовем. Иногда в конце рабочего дня приходят снова: «Ой, а мы передумали!» В последнем случае ничем помочь не можем: по законодательству сменить ребенку имя можно лишь после того, как ему исполнится год. Но этим шансом пользуются немногие – видимо, привыкают.

Александрина Борисевич
Почему в последние годы в группе детского сада может не быть ни одной Тани, зато будет Адель, или Ника, или Владислава? Имя – это визитная карточка в мире, где необходимо быть замеченным, рассуждает психолог Александрина Борисевич:

– Сейчас во главе угла стоит индивидуальность, что порождает страх быть как все, незаметным в толпе. Если у тебя нет своей фишки, изюминки, кто обратит на тебя внимание? Именно поэтому знаме­нитости часто берут громкие, звучные псевдонимы.

Прозападные имена (Мишель, Ричард) родители часто дают в расчете на то, что ребенку будет легче интегрироваться в современном мире и адаптироваться к жизни в любой стране. Старинные, исконно славянские (Ефросинья, Феофан) позволяют подчеркнуть принадлежность к своим корням. А вообще, нет плохих имен, уверена психолог:

– Важно не имя, а то, какое «послание» вкладывают в него родители. Если в нем спрятан посыл, мол, я просто Саша, а ты – Ричард, поэтому должен достичь большего, чем я, быть активнее и успешнее, то это плохой вариант. Такие дети вырастают и постоянно пытаются что-то доказать, ищут похвалы. Лучший посыл – это «я даю тебе имя, которое мне нравится, потому что люблю тебя». Такой ребенок будет сам создавать историю своего успеха, постигая мир шаг за шагом.

ТОП-10

Самые популярные имена 2019 года: Максим, Артем, Михаил, Александр, Матвей, София, Анна, Мария, Ксения, Анастасия.

КСТАТИ

  Обычно родители стремятся, чтобы имя хорошо сочеталось с отчеством: Анна Александровна, Владимир Викторович. Впрочем, на этот счет скоро можно будет не беспокоиться, считает лингвист, преподаватель БГУ Гордей Хомич:

– Думаю, что лет через 30 отчества исчезнут из обихода, оставшись лишь в документах. Мы постепенно приходим к западной модели общения, когда к собеседнику обращаются по полному имени и на «вы».

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter