Источник: Знамя юности
Знамя юности

Что изучают школьники на факультативе по психологии? Сходили на занятие

Чтобы мыслить позитивно

В этом учебном году в школах появился факультатив «Мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». Рассчитан он на учеников 13–17 лет. Побывали на занятии в средней школе № 148 Минска.


Как совладать со стрессом

В учебном классе атмосфера тепла и уюта. Парты стоят полукругом, чтобы школьники чувствовали себя расслабленно и могли хорошо видеть друг друга. На доске написана тема – «Как совладать со стрессом». Педагог-психолог с 22-летним стажем Ольга Бартош рассказывает старшеклассникам, что они узнают в ближайшие полтора часа:
– Мы познакомимся с понятием «стресс», его влиянием на организм и психику, способами его преодоления.
Вы научитесь осознавать трудные жизненные ситуации, поймете, что допущенные ошибки важны для приобретения нового опыта. Однако нужно относиться серьезно к поиску методов борьбы со стрессом и знать, что, когда и как применять. Съеденная шоколадка или просмотренный любимый фильм могут быть эффективными лишь при незначительном конфликте или небольшой неудаче. Если человек постоянно находится в напряженной психологической обстановке, ему обязательно следует задуматься об укреплении стрессоустойчивости.

Педагог просит учеников подойти к дос­ке и изучить теорию, изложенную на прикрепленных листах формата А4. Пока подростки выполняют задание, Ольга Михай­ловна поясняет:

– Приходят на занятия в среднем 12–14 человек. Чем хорош факультатив? Он позволит подросткам лучше изучи­ть себя, поня­ть других, проработать навыки самопомощи, научиться оказывать поддержку друзьям.


Понимать без слов

Школьники справляются с заданием за пару минут. Педагог задает несколько вопросов, чтобы проверить, как они усвоили материал. Подытоживая дискуссию, Ольга Бартош заостряет внимание, что стресс нужен человеку:

– В момент напряжения включаются механизмы, способные защитить организм от внезапного раздражителя. Немного стресса необходимо для поддержания мотивации и энтузиазма. Однако его избыток вредит здоровью. В таком случае стоит помнить старую мудрость: если не можешь исправить ситуацию, измени отношение к ней.

Психолог предлагает школьникам открыть рабочую тетрадь и выполнить одно из заданий. Даны утверждения, описывающие различные способы решения возникающих проблем. Задача учеников – ответить, который из вариантов им подходит. Через пять минут подростки суммируют баллы. Выясняется, что одни обычно предпочитают справляться самостоятельно, вторые ищут поддержки у окружающих, а третьи стараются не замечать трудностей. Преподаватель доступно объясняет, в чем плюсы и минусы каждого из подходов.

Далее ученики делятся на две группы. Первая инсценирует ситуации без слов, а вторая отгадывает их. Школьники показывают, как идут против ветра, ведут себя при встрече с человеком, которому хотят понравиться. В конце педагог интересуется у подростков, что помогает им понять чувства других людей, легко ли их выражать. Ученики приходят к выводу: движения, мимика и жесты позволяют лучше узнать окружающих.


Акцент на практику

Следующее задание – записать проб­лемы, с которыми подростки могут столкнуться сейчас или в недалеком будущем, и привести как можно больше вариантов их решения. Пока ребята увле­чены процессом, интересуюсь у Ольги Михайловны, что еще изучается на факультативе:

– Программа включает 17 тем. Мы говорим о психическом здоровье и психологическом благополучии, установлении границ, личностном росте, целях в жизни, навыках эффективного общения, кризисных ситуациях и путях выхода из них.
Плюс факультатива в том, что он сочетает развлекательность и познавательность, в нем много практики.
Упор делается не на заучивании теории, а на формировании конкретных навыков, помогающих осмыслить приобретенный опыт. Большая часть информации подается в виде игры, что нравится учени­кам.

– А если у подростков вскрываются личные проблемы, как поступаете?

– Мы с группой сразу договорились: замал­чивать трудности не будем. При­ветствую готовность подростка обсудить ситуа­цию со сверстниками и найти правильное решение. Нет – работаем в индивидуальном порядке.

После того как школьники справились с заданием, психолог предлагает порассуждать, какой жизненный урок можно вынести из каждой трудной ситуации. После дискуссии педагог знакомит учеников со способами снятия стресса:

– Наше поведение в сложных ситуациях определяет то, как напряжение на нас скажется. В рабочей тетради есть упражнения для снятия стресса. Они нетрудные и не займут много времени, но могут оказаться очень эффективными.


ЕСТЬ ВОПРОС

После занятия спросили у подростков, почему они пришли на факультатив и готовы ли решать свои проблемы с психологом.

Ксения Солнце, 8-й класс:

– Пришла на факультатив, чтобы разобраться в себе, лучше понять других людей. Сама никогда не обращалась к психологу: серьезных проблем не было. Но, если бы возникли, поделилась бы ими со специалистом.

Дарья Волкова, 9-й класс:

– На факультативе хочу открыть для себя что-то новое. Психологией увлекаюсь давно. В 6–7 классах у меня был конфликт с ребятами постарше. Чтобы решить его, обратилась за помощью к школьному психологу. Последние два года состою в службе медиации, то есть уже сама помогаю ученикам выходить из сложных ситуаций.

Юлиана Усс, 9-й класс:

– Когда-то меня недолюб­ливали в классе – записалась в школьный лагерь юного медиатора. После него мне стало гораздо легче общаться со сверстниками, появилось много друзей. Раньше боялась обращаться за помощью к психологу: думала, он расскажет кому-нибудь о моих проблемах. Сейчас знаю, что это не так. От факультатива жду новых знаний.

Валентина Шиленок, 9-й класс:

– Люблю открывать для себя что-то новое, вот и пришла на занятия. Хотела бы лучше узнать себя и других, научиться разрешать конфликты, стать более открытой и не бояться гово­рить о трудностях со спе­циалистом.









Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter