Что нового в Банковском кодексе?

Новой редакцией Банковского кодекса, вступившей в силу 22 января, внесены значительные изменения в работу банковской системы нашей страны. Об одном из них (запрете на взимание банками комиссионного вознаграждения с клиентов, которые берут кредиты) мы уже писали в минувшем номере.

Новой редакцией Банковского кодекса, вступившей в силу 22 января, внесены значительные изменения в работу банковской системы нашей страны. Об одном из них (запрете на взимание банками комиссионного вознаграждения с клиентов, которые берут кредиты) мы уже писали в минувшем номере. Какие же еще изменения нас ожидают?

 

Банковская пластиковая карточка сменила название

 

Что нового в Банковском кодексе? фотоВ новом кодексе термин «банковская пластиковая карточка» заменен на термин «платежная карточка» (payment card), который применяется в международной банковской практике. Платежная карточка – это инструмент доступа к средствам клиента в банке, находящимся на его текущем либо депозитном счете, а также доступа к кредиту банка (в том числе овердрафтному) и возможности получения как наличных средств, так и проведения расчетов в безналичной форме. Таким образом, новое определение платежной карточки отражает ее сущность, а не связано с названием материала, из которого она изготовлена, как было ранее.

Из Банковского кодекса исключены нормы, регулирующие правоотношения по договору карт-счета, что в настоящий момент вполне обоснованно. Ведь карт-счет открывался под карточку, и заключался отдельный договор. Но информационные технологии не стоят на месте, и у клиента банка появляется необходимость управлять счетом не только с использованием банковской карточки, но и других инструментов. Например, систем банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг, СМС-банкинг), если, конечно, такая возможность прописана в отдельных договорах между клиентом и банком. Так вот, отныне необходимость заключать такие договоры отпала. Карт-счет переименуют в текущий счет, а все варианты доступа к нему будут прописаны в одном договоре.

Кстати, по словам представителей Национального банка, всем нам, кто имеет карточки, в течение 2013 года будет необходимо заключить с банком дополнительные соглашения, чтобы продлить действие старых договоров. В противном случае через год доступ к карт-счету будет заблокирован.

По мнению банкиров, новый подход к регулированию операций с платежными карточками позволит клиентам банка получать более широкий спектр банковских услуг. У них будет возможность оперативно, в удобное время и не выходя из дома или офиса распоряжаться денежными средствами на счете, получать доход от размещения денежных средств. Банкам это позволит обеспечить оптимальное количество открываемых счетов клиентам, а в будущем – уменьшить число заключаемых банками отдельных договоров с каждым из клиентов. В рамках одного договора они смогут оказывать клиентам полный комплекс услуг по удаленному доступу к счету.

 

Электронные деньги узаконили

 

Хотя операции с электронными деньгами белорусскими банками проводились и ранее, но в законодательстве нашей страны такого понятия до сих пор не было. Оно впервые зафиксировано со вступлением в силу нового Банковского кодекса. Таким образом, отныне обращение такого средства платежа, как электронные деньги, стало легальным. Более того, в Национальном банке утверждают, что это одно из самых перспективных направлений развития банковского бизнеса. Если, к примеру, сравнивать статистику 2011 и 2010 годов (информации за 2012-й в Нацбанке пока нет), то по данному сегменту рынка рост составил 250 процентов. Не менее успешным, надо полагать, был и минувший год.


К слову, электронные деньги удобны при платежах через интернет. В обмен на наличные или безналичные деньги клиент получает эквивалент на электронном носителе. Например, на специальной карте или в виде виртуального кошелька. После легализации обладатели электронных денег получили дополнительные гарантии.

 

«Извлекли уроки из последнего мирового финансового кризиса»

 

Целый блок норм принят в Банковском кодексе в целях совершенствования корпоративного управления в банках. «Мы извлекли уроки из последнего мирового финансового кризиса, который показал, что самой глубинной проблемой его возникновения было недостаточно хорошее корпоративное управление в крупных финансовых и банковских учреждениях, что и привело к их финансовому краху. А по цепной реакции привело к рецессии на мировом уровне», – подчеркнули в Национальном банке. Ряд изменений в кодексе направлен и на усиление независимости центрального банка страны, определен единый коллегиальный орган управления Национального банка – правление, которое отныне формируется исключительно из числа сотрудников Нацбанка. В документе также закрепляются нормы об обязательном информировании общественности о реализации Нацбанком основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси и др.

 

Кто виноват, если терминалы перестают работать

 

На встрече с журналистами по поводу вступления в силу новой редакции Банковского кодекса представители Национального банка подчеркивали, что банки очень заинтересованы в развитии безналичных расчетов, «для этого созданы все условия, и теперь надо человека убеждать, чтобы он этим пользовался». Однако никто не стал отрицать тот факт, что держатели карточек, совершая покупки, не единожды сталкивались с ситуацией, когда терминалы в торговом объекте вдруг переставали работать. В частности, такое случалось в период предновогодних покупок в крупных столичных гипермаркетах. У покупателей в таком случае есть два варианта: уйти из магазина ни с чем либо бежать в очередь к банкомату. Они грешат на банки, мол, видимо, там что-то «не срослось» из-за большой нагрузки. Но так ли это на самом деле? «Это вопрос к торговой точке, а не к банку», – ответил на этот вопрос представитель Национального банка. «Случается такое не из-за большой нагрузки – с этим должны разбираться соответствующие контролирующие органы. Ну очень странно, что в такие валовые моменты, когда все просто выметается из магазина, почему-то вдруг не работают терминалы, а банкоматы работают». Впрочем, если сравнить количество успешных и неуспешных операций с пластиковыми карточками, то, по словам представителя центрального банка, последних – капля в море. На самом деле все у нас не так уж и плохо.

 

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter