О налогообложении

Что на блюдечке с голубой каемочкой

Мало кому нравится платить налоги — чего тут греха таить. Однако всем представителям бизнеса, у которых сегодня есть возможность их утаивать, следует на самом видном месте крупными буквами написать: «Так будет не всегда!» — и каждый день читать это, как мантру.


С января государство, по сути дела, выразило вотум недоверия автосервису. В Налоговый кодекс внесены изменения, и предприятия, занятые техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, отныне будут платить вмененный подоходный налог — 1,3 миллиона на одного работника, включая бухгалтеров, уборщиц и прочий обслуживающий персонал, прямо не создающий добавленную стоимость. Суть ясна: заработал — не заработал, все равно плати. Владимир Коваленко, заместитель начальника отдела Министерства по налогам и сборам, комментируя мне нововведение, не стал отрицать: в такой форме налогообложения есть определенная несправедливость. Теперь в автобизнес сложнее войти новичкам. Некоторые эксперты из бизнес–сообщества не исключают, что СТО придется затягивать пояса в мертвые сезоны, сокращать численность, может увеличиться стоимость услуг, вероятен и наем персонала «втемную» без оформления договоров. Что мне лично кажется маловероятным. В свете последних и готовящихся нововведений в пенсионном законодательстве работать и получать зарплату в конверте в некоторых случаях может означать остаться в старости без пенсии. Риск велик. Да и санкции налоговиков при обнаружении внештатных сотрудников на СТО очень жесткие. Впрочем, пока все эти рассуждения — гадание на кофейной гуще. Время покажет, насколько эффективная выбрана мера пресечения ухода от налогов. Но еще раз оговорюсь — она вынужденная, поскольку уход от налогов в этой сфере стал просто массовым явлением, смотреть на которое сквозь пальцы дальше уже было нельзя. Что заслужили — то и получили.


Между тем на очереди еще несколько проблемных бизнесов с точки зрения прозрачности уплаты налогов: общепит, бытовые и медицинские услуги. Налоговые органы в течение года будут проводить хронометраж таких коммерческих предприятий. Если во время контрольного замера выручка окажется на треть больше, чем та, что декларировалась по документам, — пересчитают за весь предыдущий год. В некоторых случаях, если, конечно, методика сработает должным образом, в общепите, к примеру, могут получиться весьма любопытные доначисления налоговых платежей.


Не открою секрета Полишинеля, если скажу, что большинство кафе или ресторанов не показывают реальную выручку. Причем, по словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, две трети заведений общепита белорусским субъектам хозяйствования не принадлежат и их хозяева–иностранцы работают на пополнение собственных кошельков, а не бюджета нашей страны. Однако все эти рассуждения тоже гипотетические. Точных цифр пока не назовет никто.


Хотя кое–какую информацию для размышления мне на днях предоставили специалисты Комитета госконтроля Минской области. Не дожидаясь хронометража Министерства по налогам и сборам, начальник отдела Комитета госконтроля Минской области Сергей Козенко пристально присмотрелся к правилам работы одного кафе в зоне отдыха Минского района. С залом на 100 посетителей, гостиничными номерами, кальянными и широкой рекламой в СМИ, о том, как прекрасно там можно провести время, отметить свадьбу, юбилей или любое торжество. Теперь вот передо мной справка о проведенной проверке. В ней зафиксировано 13 грубейших нарушений законодательства! Вот лишь некоторые: курительные смеси, алкоголь, постельное белье поставлялось неизвестно откуда, без документов; настойки собственного изготовления не проходили гигиеническую регистрацию; заказы не пробивались по кассовым аппаратам; в приготовлении блюд использовались просроченные продукты плюс сокрытие выручки от проведения торжеств, свадеб и корпоративов. А в целом затраты на аренду зала превышали выручку питейного заведения в 5 раз! То есть по всем документам предприятие несколько лет работает в убыток. Хотя наценки здесь составляют от 400 до 600 процентов. В общем, работники Комитета госконтроля выявили недоплаченных налогов, штрафов и нарушений, влекущих конфискацию выручки, почти на... 1 миллиард рублей! Это если брать по максимуму. Очевидно, владелец заведения тоже хорошо умеет считать. 11 фактов нарушений даже оспаривать не стал и, чтобы уменьшить сумму санкций, часть предъявленных налогов уже заплатил.


Комментируя этот и многие другие выявляемые в ходе контрольных проверок факты, Сергей Козенко полагает: и в общепите для тех, кого уже невозможно напугать даже драконовскими штрафами, тоже пора вводить вмененный налог. Привязка ставки может быть к среднему чеку, к месту расположения, количеству посадочных мест. Впрочем, может все обойдется и просто хронометражом. Форма не важна, главное результат: владельцы питейных заведений должны полюбить платить налоги, понимая: это лучше, чем наоборот.


Советская Белоруссия №39 (24422). Пятница, 28 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter