Что кроется за новыми «симпатиями» Запада?

Брюссель неоднократно давал понять, что остановка санкций – это «аванс» Беларуси.
«Большая игра» в Восточной Европе

На протяжении последних десяти лет, начиная с «оранжевых революций» в Украине и Грузии, на постсоветском пространстве разворачивается новая «большая игра». Сюжет незамысловат. США стремятся заполучить максимально выгодные позиции на подступах к России, чтобы сделать Москву более сговорчивой в международных делах, попутно обеспечив удобный доступ к энергоресурсам Каспия.


Евросоюз высоко оценил минские переговоры «Нормандской четверки» в урегулировании украинского конфликта

Средства достижения цели – это контроль США над коридорами доставки российских энергоносителей в Западную Европу и усиление военно-политического давления по периметру западных границ России. С этой целью на восток движется НАТО и идет развертывание системы противоракетной обороны в Польше. Россия сопротивляется, стремясь сохранить самостоятельность в международных делах.

До последнего момента целью «номер один» в этой игре была Украина, через которую прокачивался основной объем российской нефти и газа в ЕС. Нельзя сказать, что прошло как по нотам. Для Евросоюза Майдан обернулся сплошными проигрышами. Отношения России и США испорчены надолго, что не радует Вашингтон, стремящийся заполучить покладистую, а не враждебную Москву.

Тем не менее проамериканский режим в Киеве установлен. В будущем идеально было бы, чтобы Москва обращалась к Вашингтону за разрешением на транзит энергоносителей в ЕС. Тем временем авангард «цветных революций», отработавший в Киеве, находится в поиске новых затей.

Рычаг давления

На фоне кризиса между Россией и тандемом США – НАТО Вашингтон убеждением и муштрой заставил всех союзников ввести против России санкции. Минск, напротив, получил возможность за счет своевременных дипломатических маневров не только не вводить, но и выйти из-под санкций.

Белорусская дипломатия умело воспользовалась выгодной международной конъюнктурой. Сделать это позволила демократичность интеграционных объединений на постсоветском пространстве – Союзного государства, Евразийского экономического союза, ОДКБ. Никто не требовал от Минска создать «антизападный» фронт.

В итоге проявились «новые симпатии» Запада к Беларуси. В обозримом будущем может быть подписано базовое соглашение о сотрудничестве между ЕС и Минском. Ведь сегодня отношения сторон фактически зиждутся на советской правовой базе. Но возникает вопрос: что дальше?

Зачем дуэту США – НАТО разыгрывать партитуру с Минском? Недавно в Беларуси прошли выборы, Александр Лукашенко получил кредит доверия от граждан страны. В ближайшие годы возможностей для «оранжевых революций» вроде бы не предвидится. При этом по оба берега Атлантики сильны голоса критиков, полагающих, что любые переговоры с Лукашенко, равно как и с Путиным, являются едва ли не предательством ценностей западной цивилизации.

И все же внимание к Беларуси растет и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Дело в том, что Россия хотела бы прекратить прокачку газа через Украину после 2019 года, 

перебросив вторую нитку газопровода по дну Балтийского моря («Северный поток – 2»). Немецкий бизнес только за – предприятие сулит солидный доход. Многие европейские политики тоже не прочь получать газ напрямую из России, не завися от капризных транзитеров и высоких начальников из Госдепартамента США.

Администрация США пытается не пустить Россию в Европу в обход своей зоны контроля. Нужны дипломатические ходы по блокировке строительства новых маршрутов (как произошло с «Южным потоком»). В стратегическом плане для США интересна идея обосноваться в Беларуси. Страна обеспечивает исправный транзит около 1/3 (45 млрд кубометров в год) экспорта российского газа в Европу. Через нефтепроводы по территории Беларуси в ЕС идет сопоставимый объем российской экспортной нефти.

Контроль над белорусским транзитом российских энергоносителей – заманчивый рычаг давления, который помог бы сделать Москву более покорной Вашингтону. Конечно, есть и иные стратегические призы для США – НАТО на территории Беларуси. Прежде всего это ее отстранение от евразийской интеграции. Развитие ЕАЭС является стратегическим приоритетом Минска, но беспокоит западных аналитиков. Всегда проще договориться с малыми и разобщенными, чем с крупными и объединенными.

Кстати

Как вводили ограничения?

Впервые санкции в отношении страны «за нарушения прав человека и демократических процедур» ЕС ввел в 1998 году. Визовые ограничения тогда затронули 131 белорусского чиновника, включая Александра Лукашенко. 

США присоединились к европейским рестрикциям против Минска в 2004 году. Заморозка активов последовала в 2006 году. Черный список Евросоюза против Минска поэтапно расширялся до середины 2012 года, пока не достиг объема 240 физических и 32 юридических лица.

Санкции отменяют не впервой: с 1998 года они замораживались трижды. Самая длинная приостановка имела место с сентября 2008 по 2011 год, когда ЕС отказался от эмбарго, чтобы не допустить признания Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии. Но вслед за событиями после президентских выборов в 2010 году их ввели снова. В связи с несанкционированными акциями протеста против итогов выборов оппозиционные кандидаты были арестованы, некоторые получили тюремный срок. 

Хотя сегодня в качестве предлога для нормализации отношений ЕС с Беларусью, с согласия Вашингтона, фигурируют «правильные выборы» 2015 года, истинные мотивы все же другие, и геополитический контекст – другой.

Прогноз

Сценарии на выбор

Для достижения стратегических целей в Беларуси США – НАТО может пойти двумя путями. Первый вариант – «мягкий». Вовлечение официального Минска в европейские институты и программы сотрудничества: «Восточное партнерство», Совет Европы, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская конференция Балтийского моря и т. д. Это притягательно, так как повысит международный статус Минска. 

Но членство в этих структурах можно затем использовать для вежливого выкручивания рук. Недавно именно это пытались делать с Россией, устраивая обструкцию в парламентских ассамблеях Совета Европы и ОБСЕ.

«Преподавая» Беларуси демократические ценности, можно заодно малыми шагами подготовить выгодные стартовые позиции для либеральной оппозиции в правовой сфере, СМИ, культурной политике. Параллельно можно заняться натаскиванием гражданских активистов. Минск может попытаться воспитать оппозицию, лояльную национальным интересам. Однако нет гарантий, что эксперимент удастся – на Западе этот процесс потребовал столетия.

В запасе у США – НАТО всегда есть и второй вариант – «жесткий». Если бы к работе с Беларусью подключились опытные ветераны холодной войны, то они постарались бы создать в стране головокружение от успехов. Усилия были бы брошены на поднятие международного статуса белорусского руководства и разогрев надежд в обществе. Такими поощрениями в свое время пытались приворожить и руководство СССР.

На этом фоне можно было бы продвинуть доктрину военно-политического нейтралитета Беларуси от России, посулив статус «новой Швейцарии». На деле США получили бы возможность более активно влиять на внутреннюю политику Минска.

Это лишь гипотезы, построенные не на основе «злых намерений» (намерения у всех прагматичные), но конкретных интересов США – НАТО. Белорусскому государству и обществу предстоит пройти испытание на зрелость. С одной стороны, проводить выгодный курс на евразийскую экономическую интеграцию. С другой – не угодить в изоляцию в своем регионе, сохраняя выгодные экономические связи с соседями из ЕС. Опыт прошедших десятилетий строительства независимой Беларуси показывает, что в стране есть воля и ресурсы, чтобы проводить эффективную внешнюю политику.

Но не все зависит от Минска. Ситуация в Восточной Европе сегодня напряжена до предела, и цена опрометчивых действий высока. 

В России это понимают и спокойно относятся к нормализации отношений между Минском и Брюсселем. Понимают ли это в Брюсселе и Вашингтоне?

Вячеслав Сутырин
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter