Что это было и как к этому относиться?

Чемпионат мира по хоккею в послесловии тренеров

Чемпионат мира по хоккею в послесловии тренеров


Сегодня в стане хоккейной сборной затишье. Может, перед бурей? — все ожидают оглашения вердикта федерации относительно дальнейших перспектив в команде ее главного тренера — американского специалиста Курта Фрэйзера. Разговоров много. Кто–то утверждает, что Фрэйзера снимут и на его место вернут Глена Хэнлона, другие уверены, что Фрэйзер останется на своем посту, кто–то прочит в рулевые белорусского специалиста. Ситуация прояснится совсем скоро. В ближайшую субботу состоится заседание исполкома, на котором, вероятно, и будет объявлено решение по главному тренеру. Пока же мы пригласили экспертов, чтобы проанализировать события завершившегося чемпионата.


Главную задачу — завоевание путевки на Олимпиаду–2010 без дополнительной квалификации — сборная выполнила. Правда, выполнила лишь благодаря удачному стечению обстоятельств, робко и неуверенно. Два наиболее важных для себя матча белорусы безвольно проиграли: первый — со швейцарцами, второй, еще более важный, с датчанами. И просто счастье, что немцы неожиданно победили латышей...


— Многие думают, что мы сильнее швейцарцев, — высказывает свою точку зрения главный тренер «Юности» Михаил Захаров. — Но ведь они вкладывают в хоккей огромные деньги, в несколько раз больше, чем мы. У них сильнее национальный чемпионат, у них постоянно переполненные трибуны, у них проходит кубок Шпенглера, у них два сильных вратаря в сборной, у них уделяется огромное внимание молодежному хоккею, их сборные стабильно выступают на юношеских и молодежных чемпионатах мира... В этой стране невероятное внимание уделяется детско–юношескому хоккею, все клубы очень ответственно подходят к подготовке резерва. А у нас что? Как всегда, практически только «Юность» готовит игроков для сборных. И вы все еще считаете, что мы сильнее? И все же в игре со Швейцарией, на мой взгляд, Фрэйзеру надо было свести братьев Костицыных и Грабовского в одно звено. Растасовав их, он совершил ошибку. Да и Калюжного я, например, использовал бы по ходу всего чемпионата в качестве крайнего нападающего.


То, что все раскричались и набросились на Фрэйзера за проигрыш датчанам, мне непонятно. Мне даже жалко немного Курта, я видел, как он переживал за сборную. Думаю, он сделал все возможное. Во время моего пребывания в Канаде мы встречались с ним каждое утро, беседовали, рассуждали...


— Проблемы в психологии, — уверен экс–наставник сборной Анатолий Варивончик. — На сильного соперника всегда настраиваешься по–другому. Каждый игрок сам себя готовит морально. А глядя на результаты сборной Дании, наверное, многие расслабились. И все же считаю, что белорусы могли более удачно сыграть со Швейцарией и Данией.


Похожей точки зрения придерживается и главный тренер «Керамина» Андрей Гусов:


— В игре с Данией я увидел в глазах игроков то, что часто видел у своих ребят в матчах с «Брестом». Претензий к тренеру быть не может, когда сами игроки ошибаются на пустом месте. Что касается швейцарцев, знаю, что многие теоретики настаивают, что наших энхаэловцев вообще не надо было выставлять на эту встречу. Предположим, не поставил бы их Курт на игру и Беларусь «влетела» — 0:5. Сколько бы критики в таком случае обрушилось на тренеров. Это абсурд — располагать классными игроками НХЛ и не использовать их.


Черная дыра


На нынешнем чемпионате мира белорусская сборная установила антирекорд в столь важном компоненте современного хоккея, как реализация большинства. В Канаде белорусы использовали всего одно удаление соперника из 30!


— Игру 5 на 4 надо было бы подработать, — резонно подмечает Михаил Захаров. — Такую низкую реализацию большинства можно поставить в укор тренерам.


Анатолий Варивончик видит проблему в маленьких заокеанских площадках:


— На североамериканских площадках в защите играть проще, чем в нападении. Форвардам приходится действовать гораздо быстрее. В таких условиях мастерство игрока проявляется еще больше. Когда надо делать все быстро, когда нет времени на оценку ситуации, каждый, даже совсем минимальный брак, значит многое. Думаю, это и нашло отражение в итоговом показателе белорусской сборной.


— Ужасная реализация большинства связана с травмой Олега Антоненко, — считает Андрей Гусов. — Его очень не хватало. К тому же не было в сборной Глебова, у которого приличный щелчок. Наши хоккеисты вообще очень мало бросали по воротам...


Замена Мезину?


Все знают, как много значил для команды Андрей Мезин. На нынешний чемпионат мира сборная отправилась без него. В отсутствие Андрея первым номером стал голкипер гродненского «Немана» Виталий Коваль.


— Ковалю пять с плюсом можно ставить, — констатирует Михаил Захаров. — Он доказал, что готов достойно заменить Мезина. Играл против очень серьезных команд и пропустил совсем немного. Только первый матч со шведами провел неудачно.


Перед чемпионатом эксперт «СБ» Александр Шумидуб заметил, что у Коваля наименьшие шансы заиграть в сборной. Стало интересно узнать, изменил ли точку зрения Александр Николаевич после первенства.


— У него брак в игре, причем серьезный, — остался при своих Шумидуб. — 90 процентов забивается под «блин», правая рука абсолютно не работает. Что туда летит, практически все залетает. При нижних шайбах Виталий до броска опускается на щитки, что тоже не очень хорошо. На мой взгляд, Коваль сыграл ниже среднего — три балла по пятибалльной шкале. Кто мешал играть Ковалю на высоком уровне с Данией и Францией? Почему–то когда ошибался Мезин или я, то никто не говорил, что это несчастье и случайность. Все справедливо называли это ошибкой. А когда ошибался Коваль, искали какие–то отговорки. Признаюсь, от специалистов я не слышал, что Коваль достойно сможет заменить Мезина. Среди болельщиков — да, есть такие мысли. Но опять–таки давайте вспомним, как те же россияне или чехи играли с нами. Во–первых, я увидел у них далеко не максимальный настрой, во–вторых, мы очень удачно действовали тактически от обороны. Поймите, Мезину эти команды делали тоже по 50 — 52 броска. Но из этих 50 добрых 20 — это была «смерть». А теперь давайте вспомним, какие броски были у Коваля...


Кто виноват и что делать?


— Что я думаю по поводу североамериканского тренерского вектора в нашей сборной? — переспрашивает Анатолий Варивончик. — Владимир Наумов сказал, что нашим тренерам надо еще учиться. Хотя, честно признаюсь, я сторонник, чтобы белорусских наставников больше привлекали к работе в сборной, ведь американский вектор — это лишь временное явление. А что касается Фрэйзера, насколько мне известно, Курт до Олимпиады...


— Мне некорректно говорить, должен или нет остаться Фрэйзер у руля сборной, мы как–никак коллеги, — категоричен Андрей Гусов. — Однако то, что работа североамериканцев приносит пользу, это факт. Эти люди в хоккее понимают очень многое. Другое дело, что менталитет у нас другой. Считаю, сборная прогрессирует с каждым годом. Но работай в команде белорусский тренер, еще неизвестно, какой результат мы показали бы в Канаде...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter