В Большом театре Беларуси состоялась премьера знаменитой оперы с участием россиян

Четвертый «Фауст»

Опера «Фауст» Шарля Гуно предстала на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси благодаря усилиям режиссера Анны Моторной, дирижера Андрея Иванова и хореографа‑постановщика Натальи Москвичевой, специально прилетевшей из России.

Это уже четвертая версия «Фауста» на сцене Большого театра Беларуси, а самая первая появилась в далеком 1928 году.

Это уже четвертая версия знаменитой оперы на сюжет первой части драмы Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» на сцене Большого театра Беларуси, а самая первая появилась в далеком 1928 году. Тогда постановка Белорусского музыкального техникума создавалась под художественным руководством знаменитого скрипача и дирижера Аркадия Бессмертного, все арии были переведены и исполнялись на белорусском языке. Второй раз оперу поставила в 1950‑м легендарная Татьяна Коломийцева — единственная женщина‑дирижер в БССР (впрочем, во всем Советском Союзе дам в этой профессии было всего две — Коломийцева и Вероника Дударова). Режиссером выступил Владимир Шахрай, а балетмейстером — Константин Муллер.

Третья трактовка одной из самых сложных и вместе с тем популярных мировых опер появилась на белорусской сцене в 1972‑м. Работали над ней режиссер Семен Штейн, балетмейстер Семен Дречин, дирижер Иосиф Абрамис и художник Евгений Ждан, держалась эта постановка в репертуаре Большого до 1990‑х годов.


«Фауста» в театрах, с одной стороны, нежно любят, а с другой стороны, эта опера — на редкость дорогое удовольствие, очень уж многочисленный у нее состав, огромные хоры и балеты, в некоторые моменты на сцене одновременно находится до 100 человек. Для премьеры в Большом создано в общей сложности 450 костюмов, разработаны эффектные декорации. В новом прочтении режиссера Анны Моторной действие оперы перенесено из средневековой Германии в 1935—1945 годы.

Опера насыщена балетными фрагментами: сцена «Ярмарка» с народными немецкими танцами, сцена «Вальс» с балетом, а также «Вальпургиева ночь» — сцена, когда Мефистофель приводит Фауста поучаствовать в шабаше ведьм, которая в новой трактовке происходит в кабаре. «Вальпургиеву ночь» обычно ставит отдельный хореограф (обширный танцевальный материал «Фауста» нередко принято делить на двух балетмейстеров). Но из‑за связанных с пандемией коронавируса форс‑мажоров все обязанности пришлось принять на себя Наталье Москвичевой, которая с честью справилась с профессиональным вызовом: сложнейшая «Вальпургиева ночь» была поставлена буквально за неделю.


«Фауст» считается классикой лирическо‑драматической оперы, в ней, по сравнению с драмой Гете, сильнее звучит голос лирики. Многие композиторы пытались обращаться к этой теме и толковать легенду о докторе Фаусте по‑своему, однако именно новаторская для своего времени музыка Шарля Гуно остается в веках.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter