Лукашенко: наше благополучие зависит от способности экономики отвечать на глобальные вызовы

Четкий план действий. Отставать – неприемлемо!

До конца года остается чуть больше месяца, а у страны уже, можно считать, есть план работы на следующий период. На совещании во Дворце Независимости Президенту были представлены проекты бюджета, изменений в Налоговый кодекс, прогноза социально–экономического развития государства и основных направлений денежно–кредитной политики на будущий год. Президент констатировал наличие ряда позитивных тенденций в работе экономики. Между тем общий позитивный фон — не повод для самоуспокоенности. Президент предостерегает:

— Ни у кого не должно возникать иллюзии успеха. Ни у кого не должно быть даже мысли о том, что данный тренд развития нашего государства, нашей экономики необратим. Хорошие показатели демонстрируют многие страны нашего региона. А значит, мы лишь своевременно пользуемся возможностями очередной волны циклического, конъюнктурного роста. Но, естественно, такой рост не бесконечен.


Забегая вперед, скажу, что в целом проекты Главой государства одобрены. Хотя во время всестороннего обсуждения и высказывались некоторые замечания. Они будут учтены при оперативной окончательной доработке документов, на которую отведено до двух недель. Как всегда, техническое требование уже традиционное: планы должны принять силу закона так, чтобы в новый год страна входила с четкими и ясными ориентирами. Что касается содержания замыслов и требований к их исполнению, то на этот счет Президент указал на ряд важных моментов при обсуждении. Рост характерен практически для всех отраслей. Есть относительная ценовая стабильность. Увеличиваются доходы населения. По мере возможностей поддерживаются пенсионеры. Складывается профицит во внешней торговле, что кому–то казалось невозможным еще 10 лет назад. Тем не менее Александра Лукашенко настораживает то, что основные тренды нашей экономики в последнее время пошли вниз. Да, мы растем, но возвращаемся в число стран с темпами роста ниже среднемировых.

— Отставать нам — неприемлемо. Нам тогда не решить ни экономические, ни социальные задачи без уверенного и в хорошем смысле агрессивного роста, — делает акцент Президент и требует рассматривать прогнозные документы максимально широко.

Ведь наше благополучие зависит в том числе и от способности экономики отвечать на глобальные вызовы, которых сегодня немало:

— Налицо санкционные режимы, геополитическая нестабильность, торговые войны. Это уже новая «нормальность».

Нельзя сбрасывать со счетов и предположения МВФ о вероятности нового финансового кризиса. Нам нужны надежные опоры, отсюда и вопросы Президента к Премьер–министру:

— Какие точки роста Правительство видит на 2019 год? На чем будет построена устойчивая и конкурентоспособная экономика с уровнем ВВП не меньше ста миллиардов долларов США? Такую амбициозную задачу мы поставили перед собой на перспективу.

Международные эксперты и ученые считают, что потенциал, прежде всего человеческий, и это главное, для достижения заявленной цели у Беларуси есть. Раз есть люди, кадры, способные реализовывать эту задачу, значит, мы ее можем решить, убежден Президент. Однако:

— Сохраняются сдерживающие факторы, и я не вижу в прогнозных документах действий для их устранения. Прежде всего речь идет о вопросах несбалансированности текущего счета в платежном балансе, а также о серьезной зависимости экспорта от одного рынка. По всей видимости, Правительство пытается плавно обойти и проблему неэффективных предприятий, которую министры, да и губернаторы, привыкли закрывать бюджетными деньгами. Кроме того, практически остановилась работа по созданию лучших условий для инвестиций. Она тонет в общих рассуждениях и какой–то бюрократии, а на практике ничего серьезного не предложено.

Примером хорошей работы Александр Лукашенко назвал Парк высоких технологий. Его специалисты изучили потребности IT–сферы и предложили закрепить нужное для развития Парка в законодательстве. Президент рекомендует этот опыт взять на вооружение и Правительству.


По словам Президента, торговые войны и кризис ВТО на фоне политической неопределенности в мире лишают финансовых инвесторов интереса к риску и могут спровоцировать отток капитала в так называемые «тихие гавани». В такой неопределенности Правительству особенно важно иметь четкие планы и ясное понимание, как и когда страна выйдет из состояния пиковых выплат по государственному долгу. Кроме того, надлежит исчерпывающе разобраться, где проблемы системного характера, а где речь идет просто об отсутствии дисциплины, а может, и понимания того, что нужно делать и как.

— Готовность к органичным преобразованиям и способность меняться самим — залог успеха и конкурентоспособности, — требует мобильности Александр Лукашенко.

Министру финансов адресованы вопросы о бюджетном планировании и о том, как предполагается поступить с приличным профицитом бюджета этого года.

Еще ряд вопросов Президента к участникам совещания:

— Как исполнены мои требования по сокращению поддержки тем предприятиям, руководители которых так и не научились работать? Или не хотят. Вы ее реально сократили? Или решили простить долги и их возврат даже не учитываете в доходах бюджета? Как увеличено финансирование развития человеческого капитала: здоровья, образования, спорта, культуры? Много шума вокруг обновления Налогового кодекса. Как мне докладывают, у вас не получилось сделать его понятным, без внутренних противоречий, а главное, комфортным для людей и бизнеса. Если это так, то не надо будоражить общество сырыми и непроработанными документами. Спокойно надо доработать, дошлифовать, но строго на тех принципах, как поручено.

От Председателя Национального банка нужно четкое видение мер стимулирования экономического роста, которые планируются на будущий год. Надлежит заранее просматривать, чем нивелировать внешние риски и как поддерживать низкую инфляцию.

Особое внимание Президент обратил на важнейший системный вопрос:

— Удивляет унаследованная от прошлого состава Правительства беспринципностъ в выполнении поручений Главы государства. Не прошло и года с момента моих замечаний вашим предшественникам, как по итогам девяти месяцев работы от нового Премьер–министра получаю письмо аналогичного содержания с просьбой снять с контроля почти полсотни поручений как выполненные. Хотя до выполнения их далеко. В то же время основные наши контролеры — Администрация Президента, Комитет госконтроля, Госсекретариат представили на это аж 22 страницы замечаний.

На этот счет Премьер–министру Сергею Румасу настоятельная рекомендация:

— Вникайте в то, что иногда подписываете с подачи подчиненных! Вопрос контроля за исполнением собственных поручений у меня налажен достаточно хорошо.


Рефреном на совещании звучало и требование к руководителям регионов не выпускать из сферы внимания роль территорий в общем развитии страны. Но при этом на первом плане должны оставаться интересы людей, и они не должны потеряться в деле решения общих глобальных задач.

Из доклада Премьер–министра Сергея Румаса последовало, что в нынешнем году просматривается темп роста ВВП 3,5 процента. Хотя прогноз по этому параметру могут выдержать не все области. По итогам 10 месяцев все 7 ключевых показателей эффективности работы Правительства и Национального банка выполнены. Реальный рост зарплаты за этот период составил 112,3 к аналогичному уровню прошлого года.

После совещания, общаясь с журналистами, Сергей Румас уточнил, что средняя заработная плата в следующем году должна составить не менее 1.025 рублей. Бюджетники будут получать в среднем не менее 80 процентов от этой суммы. Также Правительство планирует в 2019 году продолжить сближение минимальной зарплаты и минимального потребительского бюджета, чтобы с 1 января 2020 года эти величины сравнялись:

— По нашим сегодняшним оценкам, минимальная зарплата с 1 января 2020 года должна составить 377 рублей.

Все цифры прогноза на будущий год, по словам Премьер–министра, соответствуют программе социально–экономического развития страны до 2020 года. Правительство планирует, что по итогам пятилетки безусловно будут выполнены все показатели, определенные программой.

А Председатель Правления Нацбанка Павел Каллаур рассказал журналистам, что на следующий год будет сохранена преемственность денежно–кредитной политики, которая проводилась в предыдущие годы. Инфляция предусматривается не более 5 процентов. Будет сохранен гибкий режим курсообразования, который позволяет нашим предприятиям, в целом экономике адаптироваться к внутренним и внешним шокам. Продолжится снижение процентных ставок. На однозначную величину предполагается вывести и ставку рефинансирования. Золотовалютные резервы планируются на уровне покрытия двухмесячного импорта. В абсолютных цифрах это не менее 7,1 млрд долларов. Глава Нацбанка делает вывод:

— Есть стабильность на денежно–кредитном рынке, в частности, на валютном, устойчиво работает платежная система, банковская система в целом. Гибкий обменный курс позволяет своевременно абсорбировать определенные шоки, которые возникают во внешнем мире. Все это в совокупности дает основания для уверенности, что каких–то потрясений нам ожидать не приходится.

О том, что доходы бюджета в нынешнем году выше плана, рассказал министр финансов Максим Ермолович. Профицит будет использован на обслуживание внешнего долга и выплату зарплаты. В том числе и с учетом ее повышения. Бюджет же будущего года, по словам министра, сформирован в соответствии с поручениями и требованиями, которые Президент определил для нового состава Правительства. Доходы консолидированного бюджета увеличатся примерно на 5 процентов, республиканского останутся на прежнем уровне. Усилится социальная направленность бюджета, сказал министр финансов:

— Все расходы, связанные именно с социальной составляющей — образование, здравоохранение, социальная политика, — растут в реальном выражении более чем на 5 процентов. В номинальном — на 11 — 12 процентов по сравнению с исполнением бюджета текущего года.

Уже в этом году Минфин намерен приступить к досрочному погашению государственных обязательств, чтобы поэтапно снижать долговую нагрузку и в следующем, и в 2020 году:

— Мы определили для себя трек по снижению госдолга по отношению к ВВП к 2025 году до 25 процентов. Это вдвое ниже сегодняшнего порогового значения экономической безопасности — 50 процентов. На конец текущего года мы будем иметь 38 — 39 процентов.

Также в следующем году, как и требует Президент, предполагается сокращение прямой бюджетной поддержки реального сектора на 10 процентов. Максим Ермолович уточнил:

— Перенаправляем эти средства на капитальные бюджетные инвестиции, поддержку населения. При этом отдельные направления господдержки предлагается не только сохранить, но и усилить. Например, поддержку экспорта.

Глубокая дискуссия, по словам министра финансов, на совещании развернулась вокруг новой редакции Налогового кодекса. Этот проект также будет доработан в кратчайший срок:

— В течение двух недель, доработав кодекс, мы его внесем на рассмотрение депутатов. Надеемся, что с 1 января он вступит в действие.

Министр рассказал, что разработка новой редакции шла по трем направлениям. Во–первых, налоговую систему сделают проще, сблизив бухгалтерский и налоговый учеты. Во–вторых, совершенствуется налоговое администрирование, то есть меняются стиль и методы работы налоговых органов, вводятся ограничения на штрафы и пени, применяемые за нарушение налогового законодательства. Размер всех пеней и штрафов не сможет превышать сумму, на которую плательщик нарушил свои обязательства по налогу. В–третьих, снижается сама по себе налоговая нагрузка без ущерба для наполняемости бюджета. Все эти меры буду содействовать развитию бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности страны. А в этом тоже важные факторы роста.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter