Источник: Знамя юности
Знамя юности

Виталий Ковалев работает водолазом, в свободное время реставрирует раритетные авто

Черный, желтый, бордово-песочный

У Виталия Ковалева из Могилева несколько специальностей. По первому образованию он строитель, по второму, высшему, – экономист, но нашел себя в другой профессии – вот уже 17 лет работает водолазом на Гребеневской спасательной станции. Днем несет службу на воде, по вечерам в гараже возится с техникой: реставрирует автомобили и мотоциклы, которым лет больше, чем ему самому.

На реставрацию «Волги» Виталию понадобилось больше года

Вода ошибок не прощает

В водолазы Виталий пошел осознанно:

– Жил неподалеку от Гребеневского водохранилища, или, как называют его в народе, Святого озера, отдыхал здесь часто. В то время на местном пляже яблоку негде было упасть – со всего города сюда ехали. Видел, как нелегко приходится спасателям. На станции работал мой знакомый, я спросил, не нужны ли им люди, и меня взяли.

На дежурствах Виталий повидал и пьяных, которые лезут в воду, чтобы охладиться, или ныряют на спор, и детей, оставленных у воды без присмотра:

– Озеро большое: в длину метров 900, в ширину – около 500, самое глубокое место – 12 метров. Даже когда несколько лет назад его закрыли для купания, народ все равно приходил. По громкоговорителю мы оповещаем, что в воду заходить нельзя, но есть те, кто ничьих советов и предостережений не слушает. Как-то на катере поплыл к купающемуся, который слишком далеко забрался от берега. А он буквально в метре от меня ушел под воду. Нырнул за ним, вытащил, откачал. Оказалось, нетрезвый.

Скольких людей Виталий с коллегами с того света вернули, они не считают. Для них это обычные трудовые будни. Привыкли и к тому, что спасенные обычно никогда не возвращаются, чтобы просто сказать спасибо. А вот к чему Виталий привыкнуть не может, так это к гибели:

– Особенно горько, когда тонут дети. Увы, к каждому спасателя не приставишь, за несовершеннолетними должны присматривать родители, но бывает, что подростки приходят на озеро без взрослых. Предоставленные сами себе, заплывают на глубину. А если вдруг с кем-то из компании случается беда, другие теряются и вместо того, чтобы звать на помощь, пускаются наутек. Или вот был случай: отец оставил семилетнего сына на старшую 15-летнюю дочь, а сам отлучился за мороженым. Когда вернулся, девочка сидела в гаджете, а младший ребенок исчез. Девочка клялась: брат не выходил из лягушатника. Там его и нашли: захлебнулся. На пляже в то время было пустын­но, никто не смог помочь ребенку. К счастью, большинство тонущих все же удается откачать, вернуть к жизни.

Виталий – водолаз: ему приходилось спасать людей

Все началось с «Победы»

Спасает Виталий не только людей, но и раритетную технику. Это хобби появилось у него благодаря работе:

– Будучи мотористом, на пару с коллегой возился с катером: ремонтировал, подкрашивал. Как-то он обмолвился, дескать, у родственника в гараже стоит без дела старая, 1955-го года выпуска «Победа». Я загорелся, поехал смотреть. Машина напоминала ржавое серое корыто на колесиках. Купил ее за 300 долларов в эквиваленте, больше 1000 вложил в ремонт. Менял все: подвеску, тормоза, переварил кузов. На реставрацию ушло около полугода. В итоге, покатавшись на ней несколько месяцев, продал. Неудобная: из-за маленького заднего стекла плохой обзор, по трассе больше 80 км/ч не идет. То ли дело моя нынешняя «Волга»! Когда ее увидел, первой мыслью было сдать на металлолом. Но собрался с духом, месяцев за 14 восстановил. Теперь ни за что с ней не расстанусь. Красотка! Была невзрачного бежевого цвета, я сделал кузов комбинированным – бордово-песочным. Вместительный салон, рабочая печка, есть даже заводской круиз-контроль! А машинке, между прочим, 52 года!

Ретрофотосессия с женой Ириной

Раритеты рулят!

Кроме «Победы» и ГАЗ-21 Виталий отреставрировал два «Запорожца», несколько старичков-мотоциклов.

Блестящий черный К-750 с коляской – ровесник «Волги», а выглядит, будто только сошел с конвейера. Цвета яичного желтка «Иж Юпитер-2» настолько мил, что от одного взгляда на него губы расплы­ваются в улыбке. Мастер любую технику делает как на картинке:

– Горбатый «Запорожец» в гараже продавца простоял 18 лет! Колеса вросли в земляной пол – чтобы его забрать, пришлось откапывать, вызывать эвакуатор. Ржавчину, которая была повсюду, победил, мотор завел, но вот раритетных запчастей (не хватало задней фары и дверной ручки) на машинку, выпущенную в далеких 1960-х, нигде найти не мог. Так и тосковала она без движения около полугода. Пока мне не позвонил приятель из «Вторчермета»: «Бросай все дела, лети к нам, тут на металлолом «Запорожец» – один в один твой – притащили. Авось найдешь то, что тебе нужно!»

На горбатом «Запорожце», на восстановленном своими руками «Запорожце»-ушастике 1974 года выпуска Виталий вместе с семьей – женой и двумя дочками – участвовал в параде на 9 Мая в Могилеве, в торжествах по случаю Дня Независимости. А однажды с супругой Ириной решили устроить ретрофотосессию. Нарядились в стиле 1960-х, прихватили для антуража древний деревянный чемодан и отправились на природу. Кадры получились замечательные!

Автомобили Виталия замечают на улице: прохожие делают селфи на их фоне. А еще ретрокары не раз становились участниками не только рес­публиканских, но и личных праздников. Родственники, друзья, знакомые часто обращаются к нему с просьбой повозить свадьбу или забрать на раритетной машине жену из роддома. Потому что это – и настроение, и память, которая останется надолго.

kislyak@sb.by,

фото автора и из архива Виталия Ковалева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter