Черный замок Ольшевский

Нарочанская земля - очень хорошая почва для вложения денег. Особенно в туризм...

Нарочанская земля - очень хорошая почва для вложения денег. Особенно в туризм. Казалось бы, вокруг озера номер 1 должны появляться новые частные усадьбы, готовые круглый год принимать клиентов. Министерство культуры распорядилось передать под объекты сельского туризма несколько старых панских имений, ныне пустующих. Однако желающие вложить деньги в старину и модернизировать бывшую шляхетскую собственность пока объявляться не спешат.


Остатки былого величия


В Ольшево, некогда владении шляхтичей Хоминских, а теперь нацпарка, восстанавливать, прямо скажем, нечего. От усадебного дома остался кусок стены, чуть видный из-за густых кустов. Славилось это место еще террасным парком, но весь пейзаж испорчен дикими зарослями.


Трудно поверить, что еще до войны здесь было образцовое хозяйство: электростанция, винокурня, амбары, кузницы, маслобойня, кирпичный завод, магазины, лавки по всей округе. На вырученные деньги помещик содержал бесплатную школу для сельской детворы. Наверное, теперь в заповедной зоне столь бурную хоздеятельность не разведешь, но опыт прошлых лет говорит: потенциал у здешней земли есть.


Между тем все, что было нажито Хоминскими, окончательно уничтожили сравнительно недавно - в 1990 году. Один из минских заводов взялся строить здесь базу отдыха и школу егерей. Можно догадаться, что время для сооружения комплекса было выбрано не лучшее. Деньги быстро закончились. Теперь вся надежда на московскую Индустриально-консалтинговую группу, которая взялась соорудить здесь базу отдыха на 200 мест. Уже готовятся земельно-кадастровые документы.


- Самая большая ценность, оставшаяся от комплекса, - парк, - в первую очередь на его сохранение уповает Виктор Субоч, председатель Свирского поселкового исполкома, добавляя: - В километре отсюда Голубые озера. Места хорошие.


В минувшие выходные как раз рассматривался проект Государственной программы развития курортной зоны нарочанского региона на 2011 - 2015 годы. "Инвесторам будут предоставлены налоговые льготы, - пообещал Виктор Буря, заместитель Премьер-министра. - Предполагается ввести пятилетний мораторий для субъектов хозяйствования по уплате налогов на недвижимость, на прибыль, земельного налога".


А пока что, вынужден признать Виктор Щетько, заместитель председателя Миноблисполкома, курортная зона не может конкурировать с зарубежными аналогами.


Местные власти уточняют: надо под базы отдыха строить развлекательные комплексы. Потому что, к примеру, купальный сезон на курорте длится всего месяц - с июля по август. Потом уже вода не та, солнце не столь яркое, добавьте сюда комаров - и лесная сказка станет не столь впечатляющей. А вот если бы здесь был гидропарк, Нарочанский край имел бы круглогодичный оборот туристов и денег. Вероятно, и на старинные усадьбы появился бы больший спрос.


Вопрос веры


Судя по руинам построек бывшего имения Шеметово, его сегодняшнему владельцу СПК "Межозерный край" нет дела до каких-то "кирпичей". Зря. Кирпич настолько добротный, что как бы время ни "стреляло" по зданиям, разрушаться вконец они категорически отказываются. А настоятель здешнего костела одно из строений быстро отремонтировал и устроил в нем свою квартиру - плебанию.


Шеметово и известно-то больше по храму, а не по усадьбе Сулистровских и Скирмунтов. Дом Божий посещали предки Дмитрия Шостаковича, их здесь крестили. Костел украшен сто лет назад изумительными витражами, а в подземельях покоятся останки бывших владельцев имения. Зайдя в склеп вместе с прихожанкой Терезой Габрун, мы нашли рядом с одним из захоронений венок с памятными лентами "дедам от правнуков". С 2004 года хранится этот знак памяти. Оказывается, потомки местных Скирмунтов живы и искать их нужно в Польше.


Цветы родственники возложили к мраморной табличке в память о погибших в 1942 году от неизвестных преступников Габриеле Скирмунт и ее дочери Габриеле Корибут-Дашкевич. Трагическую историю сгоревших заживо двух женщин в усадебном доме знают во всей околице. Вот с той поры и нет в Шеметово хозяев. Все стало колхозным и как бы ничьим.


Другое дело, что место выгодное. Руины бывшего спиртзавода из крепкого камня стоят у самой дороги, рядом - воловня. Отремонтировать здания и приспособить под кафе, ресторан, мотель не стоит чересчур больших денег. Однако у главы местной власти Татьяны Ходанович, председателя Сырмежского сельисполкома и сельсовета, бизнес-плана пока нет. Все в руках СПК, говорит.


- С другой стороны, - рассуждает Татьяна Петровна, - я не представляю, как здесь может быть бар или гостиница. Рядом ведь костел. Наши люди глубоко верующие, они могут не согласиться с таким соседством: когда звуки молитвы будет заглушать гремящая музыка.


Но кто сказал, что сразу нельзя договориться о силе звука в одном и втором здании? Между тем 1 - 2 июля в Будславе - сравнительно недалеко отсюда - собираются верующие на поклонение местной иконе Божьей Матери. Где им остановиться? Как всегда, в палаточном городке? Шеметовский мотель оказался бы очень кстати!


А пока что единственным наследием панских времен, которое не ждет инвестора, а работает, является рыбопитомник. Он так и называется - Шеметовские пруды, где водятся щука, карп, карась и белый амур. Принадлежат пруды Национальному парку "Нарочанский", в собственности которого находится еще и усадьба, но не Сулистровских и Скирмунтов, а другая, в еще худшем состоянии.


Я уеду в Комарово


Впрочем, где-то на старое нашлись новые хозяева. Но не обошлось без зарубежной помощи. Так, в имении Старжинских, на удивление целиком сохранившемся в селении Комарово, что между Шеметово и Ольшево, группа энтузиастов во главе с Эдуардом Войтеховичем получила грант Евросоюза на реконструкцию панского свинарника в Центр поддержки сельского предпринимательства. Здание из красного кирпича стало приютом не только для общественной организации, но хватило места и для отделения Беларусбанка.


Рядом с предпринимательским центром стоит пока пустующий длиннющий деревянный дом - здесь Войтехович собирается открыть ресторан национальной кухни, также на деньги из-за рубежа. Но инициатор проекта оговаривается: "Это дело общее - вместе с областными властями. Таковы условия предоставления спонсорской помощи - в качестве партнера должны выступать локальные руководящие структуры".


Между тем Войтехович еще в 2006 году хотел оборудовать под конференц-зал с библиотекой и музеем главный усадебный дом Старжинских. Особняк стоит уединенно - в глубине парка, но узнать его легко - по гербу "Лис" (стрела с двумя поперечными перекладинами) на фасаде (кстати, такую же эмблему носил прославленный род Сапегов). Так вот, осуществить задуманное помешали "бюрократические препоны". Хорошо, что у профтехлицея, занимающего большую часть имения, нашлись средства накрыть здание крышей и покрасить. Теперь Михаил Игнатенко, директор ссуза, думает, как довести ремонт до конца. Впрочем, уже сейчас обновляется помещение бывшей официны, а всего на балансе лицея - шесть зданий. И все целы.


Напротив центра предпринимательства в хозпостройках из красного добротного кирпича открыты два магазина: один - частный, второй - принадлежащий райпо. Кто бы мог подумать, что раньше это были амбары, заполненные мукой, крупой, мясом и пивом. Хотя, по сути, мало что изменилось. И, по большому счету, от смены собственника состояние построек ведь и не должно меняться. Это свидетельство того, что тут жизнь идет своим чередом - стабильно, без потрясений.


Однако вопрос, добавятся ли к 12 здравницам Нарочанского края дома отдыха в Шеметово, Ольшево, а может, и в Комарово, пока остается без ответа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter