Черным по белому

Российские эксперты провели опрос, доверяют ли покупатели этикеткам на продуктах. Результаты шокировали: только треть потребителей считают описание товара действительно полезным источником информации...

Российские эксперты провели опрос, доверяют ли покупатели этикеткам на продуктах. Результаты шокировали: только треть потребителей считают описание товара действительно полезным источником информации. Около 30% ответили, что расшифровать смысл указанных на этикетке данных способны только специалисты химической промышленности. Остальные или не доверяют информации на упаковках, или покупают сырые, свежие продукты, на которые этикетки не наклеивают. А если бы провели подобный опрос у нас? Результаты наверняка оказались бы схожими.


Захожу в один из минских супермаркетов. Народу — не протолкнуться. Интересно, обращают ли покупатели внимание на этикетки?


— Нет, а смысл? Все равно ничего ни понимаю в этих «Е».


— Не читаю, очень мелко пишут, разве что с лупой ходить за покупками.


— Да врут они все. Смотри, стопроцентный сок. Как же! Почему ж он тогда из томатной пасты сделан?


— А я всегда внимательно изучаю. Есть же какие–то правила оформления упаковки, и, думаю, хоть кто–то их соблюдает.


В общем, ясно одно: о доверии говорить пока рано. Почему? На некоторых продуктах действительно невозможно разглядеть полный перечень того, из чего они состоят. А уж там может быть что угодно. Вот «Икра лососевая», изображенной на банке аппетитной рыбы вы там не сыщите. И в крабовых палочках — ни грамма натурального мяса краба. Одно радует: производитель честно указал, что там намешано. А дальше дело за малым. Внимательный покупатель насторожится, раз у так называемого натурального продукта в графе «состав» заменитель на заменителе и заменителем погоняет.


— По Закону «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на достоверную информацию о товарах, а изготовитель и продавец обязаны своевременно ее предоставить, — рассуждает Валентина Алексеева, главный специалист отдела государственного надзора и контроля Госстандарта. — Что касается сведений о продукте, на этикетках и упаковках они должны быть представлены на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом.


Требования к шрифтам на этикетках прописаны в стандарте СТБ 1100–2007, который касается информации для потребителей о пищевых продуктах. Для названия продукта, его особенностей и специальной обработки производители должны выбрать шрифт высотой не менее 2 миллиметров, который будет четко выделяться на любом фоне. Правда, специалисты считают, что проблема «слишком мелко написано» еще долго останется нерешенной, ведь, к примеру, на кубики с бульоном не поместится громадный текст, разве что папирус прикрепить!


— Номинальное количество продукта и единицы измерений можно указывать шрифтом другой высоты, но также не менее 2 миллиметров, — отмечает Светлана Куруч, консультант управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта. — А вот каким должен быть шрифт при обозначении срока годности, требования не установлены.


Возможно, по этой причине именно срок годности и становится главным фактором недоверия к этикеткам. Заветные число — месяц — год не всегда сразу заприметишь на упаковке. А в сети минских магазинов продолжительное время перебивали конечную дату реализации молочных продуктов. Правда, нашлись внимательные покупатели, пожаловались. Но иногда изменять цифры и не нужно, все равно их не увидят.


— Деточка, я без очков не вижу, — обращается старушка к молодому продавцу. — Когда это молочко завезли?


Продавец, показывая всем своим видом, что делает одолжение, небрежно бросает: «Сегодня!» А между тем у молока уже завтра заканчивается срок годности. Знакомая картина?


Не верят этикеткам еще вот почему. По правилам пометка о наличии или отсутствии в продукте ГМО должна быть не только на упаковке, но и на ценнике. Мне таких товаров найти не удалось. Всегда ли надпись «Без ГМО» гарантирует, что модифицированные организмы отсутствуют?


— Бывает, что проверка выявляет нарушителей, — комментируют ситуацию в Госстандарте. — В таких случаях инспектор составляет протокол, и вопрос решают уже через суд.


Более того, некоторые производители противоречат сами себе: пометку «Без ГМО» размещают рядом с составом, где значатся... модифицированные компоненты. Правда, по словам специалистов, сегодня эта проблема не так актуальна, как пару лет назад, когда запрещенные компоненты находили в пельменях и соевых продуктах. Но если экспертиза показала, что в крабовых биточках или рыбных консервах есть запрещенные ингредиенты, а на упаковке о них ни слова, что делать покупателю?


— В этом случае нарушено право потребителя на достоверную информацию, — комментирует юрист Илья Латышев, директор ОО «Юридическая группа «Вердикт бай». — Предъявив результаты экспертизы, можно потребовать в магазине вернуть деньги за некачественный товар. Если же потраченную сумму не возвращают, можно обратиться в суд.


Вы по–прежнему игнорируете мелкий шрифт на этикетках?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter