«Проснулся, а в квартире чужие люди»
Один из тех, кто остался без квартиры в центре Гомеля и дачи в Речицком районе, — 43‑летний Александр Пиревич*. Еще несколько лет назад он был востребованным зубным техником, зарабатывал в Москве, купил трехкомнатную квартиру в самом сердце города — на проспекте Ленина. И вдруг что‑то не заладилось. Стал сильно выпивать. Все это мне рассказывает его супруга Елена. Александр умер после того, как прошел суд над мошенниками, лишившими его собственности.— Мужа не стало спустя пять дней после завершения суда. Он не дожил до вступления приговора в законную силу.
— Но как все случилось? — пытаюсь понять, насколько просто оставить человека без ничего.
— Мы не были разведены, однако вместе уже не жили. Александр пил, не работал. Однажды позвонил напуганный. Говорит, проснулся, а в квартире чужие люди, предлагают продать квартиру...
Потерпевший Александр Пиревич в этом доме лишился трехкомнатной квартиры.
Елена остановить сделку не успела. Даже подумать не могла, что она возможна. Ведь квартира покупалась в браке и своего согласия на продажу она не давала. Но все произошло молниеносно. Какими способами отняли у Пиревича жилье, стало известно, когда задержали преступную группу квартирных мошенников, которыми, по версии следствия, руководил ранее судимый 45‑летний Виталий Мешков. Со слов участников судебного процесса, типичная афера выглядела так. Во дворе вроде как случайно познакомились с Пиревичем. Тот был пьян. Зашли к нему домой. Там и остались на несколько дней. Спаивали. Из квартиры не выпускали. Кто‑то постоянно находился рядом. В показаниях упоминались таблетки, которые будто бы добавляли в «компот». Все это время уговаривали обменять квартиру с доплатой на другой дом или малосемейку. В один из дней при помощи капельницы вывели Пиревича из запоя, после чего отвезли к нотариусу, где он подписал генеральную доверенность на распоряжение недвижимостью, оформленную на подельницу аферистов Котову. В это время уже начались задержания. Но мошенница успела переоформить квартиру на знакомого и продала дачу за 7 тысяч долларов.
Домик в деревне
По последнему судебному процессу, связанному с группой Мешкова, проходит десяток квартир. У каждой — своя история. Например, Андрею Гаркушину мошенники предложили обменять квартиру по улице Чечерской, 29 на меньшую, оплатив приватизацию и погасив долги по «коммуналке». Вариант нашли за 70 километров от Гомеля, в деревне Меркуловичи Чечерского района. Андрей в суде объяснял:— В Меркуловичи я не хотел. Но мне ответили, что отказаться нельзя. Продавцу квартиры уже дан задаток в 3 тысячи долларов. А само жилье стоит 13 тысяч. Мою же квартиру продали за 45 тысяч долларов, все эти деньги я сразу им в банке и отдал.
— 13 тысяч? — удивляется таким цифрам управляющий делами Меркуловичского сельисполкома Валентина Евстахова, когда начинаю расспрашивать о трехкомнатной квартире, купленной в деревне для Гаркушина. — Сейчас у нас новые домики продают за 3 — 4 тысячи долларов. А этот двухэтажный построен в советское время. Квартиры в нем маленькие. 1,5 — 2 тысячи долларов — если не ошибаюсь, такая на них цена. Кстати, Гаркушина у нас никто в глаза не видел. Пустует его квартира, долг по коммунальным платежам 3,6 тысячи рублей.
Потерпевший Андрей Гаркушин в обмен на свою гомельскую квартиру получил жилье в деревне Меркуловичи.
Дом в поселке Заречье Буда‑Кошелевского района стал собственностью семьи Плещеевых также с легкой руки мошенников. Идея одного из членов семьи приватизировать квартиру на проспекте Октября, 17 в Гомеле, погасить по ней долги, а потом продать, завершилась «обменом» без его ведома на дом в глубинке. В Липиничском сельисполкоме уточняют:— Вообще, это дача, в которой при ее нынешнем состоянии жить зимой невозможно. Поселок Заречье — больше «сезонный». Постоянных жителей по пальцам пересчитать, и то на время холодов они зачастую перебираются к родственникам. Сейчас туда по грунтовке не проехать. Странный обмен.
Удар по схеме
Просматриваю «утраченные» адреса. Следы оставлены буквально в каждом районе города. Где‑то хозяин умер, а наследников не оказалось — мошенники тут как тут. Где‑то лишь заикнулся о желании обмена, а приехал с российских заработков — своего угла уж нет. Откуда такая осведомленность о проблемных людях, их долгах, отсутствии родственников, которые могут претендовать на жилье? Начальник 8‑го управления (по Гомельской области) ГУБОПиК МВД Андрей Заяц помогает разобраться. Именно это подразделение и подняло на поверхность риелторов‑дельцов, ранее уже судимых:— На пике активности группа насчитывала пять человек. У каждого была своя роль. Одни занимались поиском «клиентов». Отслеживали списки должников на дверях подъездов и в ЖЭУ, заводили знакомства в уличных компаниях, имели свои источники информации. Другие «сопровождали» до того момента, пока не совершалась сделка. Система была продумана до мелочей.
Следователь по особо важным делам управления Следственного комитета по Гомельской области Владимир Петренчук распутывал криминальное хитросплетение многочисленных сделок аферистов:
— Доказательства, собранные по делу в процессе расследования, подтвердили виновность фигурантов — Виталий Мешков, Элеонора Котова и Александр Чубарев осуждены и приговорены к лишению свободы сроком от 5 до 10 лет. Еще один член группы находится в розыске. По результатам расследования были направлены представления в адрес госорганов об устранении недостатков в работе — в территориальную нотариальную палату Гомельской области, Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру и другие. В ряде случаев некачественное и небрежное исполнение сотрудниками своих обязанностей приводило к тому, что преступники обходили закон и достигали цели.
draluk@sb.by
Фото автора и Меркуловичского сельисполкома.
* Фамилии потерпевших изменены.