Сразу два американских миллиардера заявили о своих поистине планетарных амбициях

Через коммерцию к звездам

Сразу два американских миллиардера заявили о своих поистине планетарных амбициях...

Сразу два американских миллиардера заявили о своих поистине планетарных амбициях. Первый в мире космический турист Деннис Тито намерен отправить в марсианскую экспедицию добровольцев — мужчину и женщину. Старт проекта Mission for America намечен на период, когда Земля и Марс будут находиться на минимальном расстоянии (с 25 декабря 2017 по 5 января 2018 года). Неугомонный Тито планирует, что экипаж, облетев Красную планету, вернется на Землю через 501 день.

Еще дальше решил полететь другой толстосум — Элон Маск, который охотно откликается на титул первопроходца частного космического бизнеса. В замыслах гендиректора компании SpaceX (доставка на орбиту грузов по заказам НАСА) — перевозки переселенцев с Земли на Марс уже с 2023 года...


Что это: блеф, прожектерство, тонкий расчет прагматиков или, быть может, «звездная болезнь» богатых и знаменитых? Вокруг подобных вопросов крутится, подобно земному шарику, спор ведущих нашей полемической рубрики. Один из оппонентов опасается, что олигархи рано или поздно начнут тянуть космическое одеяло на себя. Другой уверен: частная инициатива в очередной раз сыграет прогрессивную роль, принесет не только прибыль капиталистам, но и придаст импульс расширению человеческой цивилизации. Хотя обсуждением одной лишь космической темы дискуссия не ограничилась. Некоторые суждения авторов спустят читателей с небес, провоцируя продолжение спора на форуме сайта sb.by.


Ракета тщеславия


Не вижу повода заламывать руки и голосить, будто жадные нувориши замахнулись на святое — светлую мечту человечества о покорении космоса. Нет никакой опасности, что миллиардеры приватизируют галактику, обнесут ее колючей проволокой и повесят табличку «Не входить! Частная собственность». Наоборот, они откроют нам другие планеты с той же легкостью, с какой открывают, прости за приземленность, очередной бизнес–центр или автозаправку. По–моему, это естественный процесс: большому бизнесу становится тесно на Земле. Ведь герои недавних новостей, Тито и Маск, далеко не одиноки в своих амбициозных планах. Создатель одного из крупнейших торговых интернет–сервисов Джефф Безос построил собственный космодром в Техасе и основал компанию, которая разрабатывает суда для суборбитального туризма. Тем же самым занялся бизнесмен от игровой индустрии Джон Кармак. Еще несколько мультимиллиардеров, в том числе основатели Google, вкладывают деньги в компанию «Планетарные ресурсы», которая планирует добывать полезные ископаемые на астероидах.


Да, государственная монополия на освоение космического пространства рухнула. Но стоит ли кривиться от того, что люди полетят на Марс в частной ракете? Тебе, Андрей, не все ли равно, в чьей собственности находится утренняя маршрутка, везущая тебя на работу? Потом, надо понимать, что ушедшее в прошлое единоличное право правительств развитых стран на исследование галактики — вовсе не то же самое, что госмонополия на торговлю алкоголем. Никакой прибыли такая исключительность не приносила. Напротив, экономический эффект от научной деятельности, например, на борту Международной космической станции просто ничтожен по сравнению с деньжищами, вбуханными в этот проект разными государствами. Хочешь ли ты, чтобы твои налоги тратились на проекты, которые дадут отдачу в далеком–предалеком будущем? Я не хочу. Да и сверхдержавы тоже наконец начали считать деньги налогоплательщиков. Скажем, в США посчитали — да и свернули программу «шаттлов». Весьма хладнокровно и прагматично. Возить грузы на МКС стало нечем. И тут как тут оказался бизнесмен, предлагающий свои грузовые корабли, обходящиеся гораздо дешевле прежних «челноков».


Да, в период первоначальных космических устремлений случилась гонка за международный престиж, подогреваемая условиями «холодной войны». Но сейчас–то что? Места на этом пьедестале уже разобраны, первый человек на орбите оказался из СССР, первый на Луне — из США. Все, время государственных состязаний закончилось, пора уступить дорогу частной инициативе.


Кстати, про дороги. Кто как не приватные компании проложили рельсы с востока на запад Американского континента? Я вообще вижу государственную власть в роли хранительницы общего очага, чье дело — сохранять и накапливать добро, добытое более легкими на подъем членами семьи. Символизируют это таблички, висящие сейчас на зданиях старинных купеческих мануфактур и дворцах некогда богатых коммерсантов: «Охраняется государством». Пусть бы и прогресс двигали предприниматели, ведомые не важно чем — жаждой наживы или честолюбием. Главное — плоды их усилий пойдут на пользу всем.


Компьютерная операционная система, в среде которой мы пишем свои тексты, — результат частной инициативы Билла Гейтса. Айфоны, на которых помешался весь мир, — итог мечтаний Стива Джобса. Можно бесконечно перечислять, как облагодетельствовали человечество бизнесмены, ведомые отнюдь не альтруистичными мотивами. Да даже банальный целлофан — изобретение частника из компании «Дюпон». Разумеется, он придумал его ради собственного обогащения, но разве этот факт вызывает у тебя отторжение, когда ты берешь пакет на кассе супермаркета? Или вот взять семейство Радзивиллов. Конечно, происхождение их богатства иного рода, чем у американских бизнесменов, но какая нам разница сейчас, когда мы любуемся дворцово–парковым ансамблем и необычной системой прудов в Несвиже? А ведь создавалась эта красота, так сказать, в личных целях. Но служит всем.


Мне кажется, что людей, чересчур озабоченных нынешними притязаниями толстосумов, волнует лишь космический масштаб их задумок. Вряд ли будут осуждать рядового предпринимателя, который решит увековечить свое имя, построив, допустим, мост через реку между двумя деревнями. Или подарив больницу родному городку. В народе привычно буркнут: «Денег много, вот они и добрые». Но мостом воспользуются с удовольствием и подлечиться не преминут. Так и с космосом. Считай, что миллиардеры просто строят мост на другие планеты. Их интерес сейчас вряд ли сопряжен с сиюминутной прибылью — скорее, они радуют себя титулами «звездных первопроходцев» и желают оставить след в истории цивилизации. Пусть тешатся. Всем на пользу. Что ж поделаешь, если чье–то тщеславие оказывается более эффективным ракетным топливом, чем романтизм бескорыстных, но, увы, — нищих мечтателей.


Невесомость обещаний


«Даешь Марс!», «Достойную встречу первой световой пятилетке!», «Протянем руку помощи братским планетам!», «Все на освоение марсианской целины!» Эти старые лозунги, немного скорректированные с учетом нарисованных Тито и Маском перспектив, так и просятся на фасады офисов космических мечтателей. Что Деннис, что Элон напоминают мне странного мужчину, который бродил в конце 90–х по минским редакциям, продвигая идею полетов на Марс на некоем звездном топливе, им открытом и чуть ли уже не добытом. Пенсионер в потертом пальто гарантировал лично мне, если напишу о нем заметку, доставку на Красную планету в самые кратчайшие сроки. Впрочем, непризнанный гений, разбудив во мне мальчугана, мечтающего стать космонавтом, слова не сдержал — будто в черной дыре растворился. А я с тоской ощутил невесомость обещаний...


Все они одинаковые, эти авантюристы. Бьют себя в грудь, а потом — в кусты: вперед, орлы, а я за вами! Это же сколько латентных камикадзе вышло из подполья, записавшись в будущие колонизаторы: хотя Маск обещал перебросить на Красную планету «всего лишь» 80.000 переселенцев, желающих возвести целину — под специальными куполами — намного больше. СМИ называют цифру 300.000 потенциальных мигрантов. Уже, кажется, слышу раздраженный гомон потомков «коренных марсиан»: «Поналетели тут! Марс не резиновый!»


Между тем наивным апологетам космических одиссей нужно помнить: на Красной планете нет воздуха, воды, растений, животных. Как здесь без привычных лакомств да алкоголя выживут наши гуманоиды, пусть даже под чудо–крышей, ума не приложу. Футурологи мрачно предрекают: случись пожар, короткое замыкание, поломка ракеты — и марсианская колония сложит головы буквально в одночасье. Служба спасения 911 к пришельцам сразу не прибудет, а за годы ожидания помощи бедолаги–колонизаторы задохнутся либо замерзнут.


Только представь, Роман, мы тут сейчас на небольшой морозец с ветерком жалуемся, а на Марсе средняя температура по ночам до минус 110! И даже если в системе безопасности будет полный ажур, полнейшая изоляция космических фермеров рано или поздно скажется на их психике. Даже в Париже, тоскуя по салу с лисичками, можно впасть в депрессию, уйти в запой, что уж говорить о гипотетической ностальгии по–марсиански? Так что буйный прожектер Маск, по сути, ведет на заклание тысячи простаков. Кого–то он мне напоминает... А, точно: злодея Дракса из 11–го фильма «бондианы» «Лунный гонщик»! Тут не восторгаться нужно, Роман, а подозрительно присматриваться!


Кстати, Деннис Тито только на первый взгляд видится более безобидным типом. Казалось бы, давешний космический турист в отличие от создателя корабля «Дракон» Элона Маска, всего лишь хочет удовлетворить любопытство: а в самом деле, как там станут сожительствовать на звездном пути леди и джентльмен? Всем ведь интересно! Однако Деннис на этот раз не хочет гулять только за свои — выпрашивает у правительства хотя бы частичное финансирование. Что доказывает: ну не могут олигархи без распила бюджетных денег! А все эти хваленые прорывы — лишь скачки за барышами на хребтах налогоплательщиков, глобальный «развод лохов». Живет, к примеру, себе гражданин и думать не думает о каком–то там якобы модном товаре вроде навороченного смартфона. Все его устраивает в старенькой «звонилке» с будильником. Однако массированный пиар, телеролики, спам и прочие средства промывки мозгов заставляют обывателя, словно зомби, бежать в магазин сотовой связи, чтобы влезть в долги, «подсадиться», аки наркоман на дурь, на мобильные приложения пафосного андроида. Или хотел ты, скажем, хлебнуть между написанием абзацев простецкий растворимый кофе, но реклама шепнула в ухо: Роман, тебе «по статусу» в кофейню положено. Ну да, в ту, где сейчас все «випы» зависают...


Вполне согласен с российским политологом Алексеем Симояновым, который, анализируя причины успеха упомянутых тобой Билла Гейтса и Стивена Джобса, поставил четкий диагноз: «Вопрос, сколь качественный автомобиль ты производишь, становится вторым по сравнению с тем, как ты его преподнесешь покупателю. Капитализм — это не просто соревнование идей и технологий, это соревнование торговых схем, война рекламщиков, маркетологов, пиарщиков за то, как лучше продать свой товар. Те, кто взбирается на финансовую пирамиду, — лучшие. Но в чем? Они лучшие в маркетинге, в продвижении товара, в продаже. Они не дают нам лучший продукт, они лучше его нам навязывают».


Свежий пример с Тито и Маском — тому подтверждение. В отличие от магнатов Радзивиллов, оставивших народу богатое наследие, космические магнаты просто хотят урвать золотой кусок, впарить, как их более примитивные предшественники, «участок на Луне», паразитируя на великом деле, начатом с великого призыва простого парня Юрия Гагарина: «Поехали!» Без всякого там, заметь, двойного счетчика, который, будь уверен, заломят для «марсианских землян» ушлые буржуины.


Советская Белоруссия №226 (24363). Суббота, 30 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter