Зоопсихолог — о том, почему мы заводим домашних питомцев

Человек собаке друг?

По статистике, около 70 процентов российских и белорусских семей держат дома какого-нибудь питомца и не мыслят своей жизни без животных. «СОЮЗ» беседует с психологом и зоопсихологом Ольгой Журавлевой о том, почему хвостатые домочадцы так важны для нас, как нам научиться лучше понимать их и сделать совместное проживание более гармоничным и счастливым для всех.

Жизнь с собакой — лучшее, что может быть, но только если вы готовы к разным ситуациям.
АРКАДИЙ КОЛЫБАЛОВ

— Еще недавно о такой профессии, как зоопсихолог, никто и не слышал. А сейчас лишь на одном из популярных ресурсов по поиску помощников — 270 отзывов, 580 предложений только в Москве. Чем же таким важным занимается зоопсихолог?

— Он помогает человеку понять своего питомца. Нет, мы не помогаем собаке разобраться с ее психологическими проблемами, не укладываем ее на кушетку, мол, «хочешь поговорить об этом?». Зоо­психолог — специалист, который объединяет помощь животному и человеку, помогает развить, воспитать животное с учетом не только его психофизиологических особенностей, но и в первую очередь с учетом психологических особенностей человека. Зоопсихолог должен обладать знаниями в области человеческой психологии — я по своему первому образованию клинический психолог. Приведу пример: только что на консультации была семья, в которой взрослая собака. И вот недавно у них произошли большие перемены: переезд и рождение ребенка. Всплыли проблемы.

И моя задача как зоопсихолога — помочь в воспитании собаки с учетом всех психологических особенностей семьи. Переезд, двухмесячный ребенок — это непростой период в жизни, высокий уровень стресса, нервного напряжения. Я не буду давать классическое обучение, которое потребует полного включения хозяина, много времени и сил, буду искать другие пути. Нужно исходить из предлагаемых обстоятельств, то есть задача — подобрать ключи к конкретным людям и их ситуации.

— С какими запросами чаще всего к вам обращаются?

— Самая частая история — это то, что не совпадают ожидания и реальность. Все думают, что их будут сразу любить и обнимать. А на самом деле щенки — неуправляемая публика, которая все грызет, жует и пачкает. В последнее время я вижу замечательную тенденцию: люди все больше приходят к зоопсихологу не тогда, когда щенок уже в доме, а на этапе выбора собаки. Могу сказать, что 50 процентов людей, которые ко мне обращались с полной уверенностью, что хотят купить такую-то породу, такого-то пола и окраса, в итоге не покупали собаку вообще. И говорили: «Слава богу, я понял, что собака пока никак не совместима ни с моим образом жизни, ни с моими ритмами». Люди должны понимать, что их ждет. Что, например, нельзя не гулять с собакой, даже если она размером с ладошку и ходит на пеленку. Или вот у меня болела одна из собак — как минимум четыре перевязки в день. Да, жизнь с собакой — лучшее, что может быть, но только тогда, когда вы готовы к разным ситуациям.

— А владельцу кошки тоже есть с чем прийти к зоопсихологу?

— Самая главная боль котовладельца — если кошка не идет на контакт с человеком. А нам ведь этого так хочется.

Любое дикое животное приручается через еду. Сначала — на расстоянии, с помощью каких-нибудь предметов (пусть лучше их грызет, чем вас). Например, недавно приучали кошку так: в одной руке — половник с мясом, в другой — кухонная силиконовая кисточка. Из половника она ест, а кисточкой вы ее осторожно гладите. И понемногу сокращаете расстояние. Даже если поначалу миссия кажется невыполнимой, наберитесь терпения, результат обязательно будет, животное привыкнет и пойдет на контакт.

— Наши с животными чувства вообще похожи или мы из разных вселенных?

— Если говорить о людях и их питомцах на уровне чувств, то мы совершенно разные миры. Да, и мы, и они — млекопитающие. Но животные от человека отличаются, я бы сказала, топорностью поведенческих реакций. Если им страшно, то им страшно, преодолевать страх они не будут. Если набедокурили и за это получили, не будут обижаться. Совершил шалость ребенок — родитель накричал, возможно, перегнул палку. Ребенок обиделся, а то и получил психологическую травму. А собаку можно жестко осадить, у нее травмы не будет. Она запомнила: «Грызу табуретку — меня ругают. Не грызу — хвалят». Все. Но, конечно, это не отменяет того, что чувства и эмоции у животных есть. Да что там, я прихожу домой — хомяк стоит в клетке на задних лапках, радуется. Просто не нужно наделять в своем воображении животных теми чувствами, которые испытываем мы сами.

Например, вы берете собаку из приюта и ждете от нее благодарности. Но собака не может испытывать таких сложных чувств, как благодарность, вина, стыд. Есть реакции, внешне напоминающие эти эмоции, — отворот головы, прижатые уши и т.д. — это так называемые сигналы примирения. И если у вас дома она ведет себя как божий одуванчик, ласковая и игривая, то, значит, вам повезло с ее природным темпераментом и характером. Потому что собака с другим темпераментом, да еще и проведшая свои дни на улице или в приюте, собака, которую никогда не воспитывали, может оказаться для семьи настоящей катастрофой. Если решились взять животное из приюта, отнеситесь к выбору еще с большим вниманием.

— По вашим наблюдениям, стали ли мы добрее по отношению к животным?

— Мы еще помним то чисто утилитарное отношение к домашним животным, когда собака на цепи воспринимается просто как живой звонок, померла — и бог с ней. Охотничья собака потеряла нюх, а кот перестал ловить мышей — никто зря кормить не будет. Но сейчас мы качнули маятник в иную крайность — стали очеловечивать животных. Такое может позволить себе ребенок — для него это нормально. Когда моя дочь была маленькая, она так вела себя со щенками — пыталась их пеленать, кормить с ложечки. Для семилетнего ребенка это ролевая игра, его собственная базовая потребность. А вот для взрослого очеловечивание животного — это уже нездоровая компенсация. Для животного необходимо, чтобы были удовлетворены его базовые потребности, к примеру, у собаки — в вынюхивании, вылизывании, выгрызании плюс ее особенные породные нужды. А мы должны четко отдавать себе отчет в том, каковы истинные природные потребности нашего питомца, только тогда сможем сделать и его, и свою жизнь счастливой и благополучной.

— По большому счету, зачем мы заводим питомцев, какую собственную потребность закрываем?
— Мы все родом из детства, все хотим, чтобы нас любили безусловной любовью. В этом нет ничего плохого. Я и сама собаку завела для того, чтобы она меня встречала, когда я прихожу с работы. Собака выбежала, и все, ты не чувствуешь себя одиноким. Мы компенсируем с помощью животных какие-то свои сложности. Например, моя дочка не умела заводить друзей. Начала гулять с собакой — и дети сами стали к ней подходить. И так с помощью собаки она подружилась со всем двором. И сейчас ей собака как посредник уже не нужна, дружат непосредственно.
Вообще, сообщество собаковладельцев, «собачья тусовка» — это целый особый мир. Тут и дружба, и свои войны, и взаимопомощь. Если вы одиноки, трудно сходитесь с людьми или переехали куда-то, где никого не знаете, мой вам совет — заведите собаку. Я благодаря своим собакам поменяла профессию, ушла из классической психологии в кинологию, поменяла образ жизни.

Так что нет ничего зазорного в том, чтобы с помощью питомца решать какие-то свои психологические проблемы, но компенсация компенсации рознь. Если на человека на работе наорали, а он пришел домой и давай пинать кошку или собаку, то это уже нездоровая компенсация — не с помощью животного, а за счет него. Это повод для обращения к другим специалистам...

Екатерина Пряхина

pryakhina@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter