Человек с аккордеоном

Сегодня Игорь Квашевич пока единственный исполнитель в нашей стране, «протащивший» аккордеон на эстраду...

Игорь Квашевич замечает: некоторые его коллеги–баянисты разучились играть вживую, но умудряются выдавать на сцене еще те револьтады. Да, публика требует шоу. А ты попробуй поскачи на сцене с 13–килограммовым инструментом! Но Игорь берет зрителя вовсе не танцами, а качественным звуком, интеллигентностью.


Элегантное, буржуазное звучание, по словам Квашевича — это то, что отличает аккордеон от баяна. Сегодня Игорь пока единственный исполнитель в нашей стране, «протащивший» аккордеон на эстраду. Его заметили профессионалы, признала публика. А в прошлом году музыкант осознал, что пора завоевывать не только национальную сцену, но и зарубежную. Амбиция оправданная. Послушав дебютный эстрадный альбом Квашевича (записывал он его в лучших студиях Киева), я убедился, что парень не преувеличивал, когда утверждал, что продолжает традиции игры на аккордеоне, заложенные еще бэндом Утесова. А из современников он своими авторитетами считает россиянина Валерия Ковтуна и украинца Яна Табачника.


На сцене Игорь, впрочем, не новичок. Для начала покорил самые престижные международные конкурсы. Семь лет отработал в филармонии, а в прошлом году ушел на вольные хлеба. И не жалеет.


— Теперь у меня проблема — не могу закончить концерт вовремя: зрители не отпускают со сцены! А за две недели до моего последнего выступления в филармонии в кассах не было ни одного билета. Пришлось ставить в зале дополнительные стулья.


— Так почему вы ушли из филармонии?


— Потому что я сам выбираю свой путь. Хочу принести славу своей стране, состояться как профессионал с большой буквы. В 2009 году я участвовал в Высшей лиге мирового аккордеона в Киеве, на конкурсе, основанном Яном Табачником, и получил из рук маэстро медаль и диплом первой степени. Тогда я официально перешел из классического жанра в эстрадный. После победы в Киеве, получив из рук Президента медаль и грамоту, установил для себя новую планку — популяризировать аккордеонный жанр. Но работа в филармонии — это великолепная школа мастерства, с одной стороны, с другой — мне давали два концерта в месяц — это ничтожно мало для настоящего артиста. Теперь же провожу более 15: сам решаю, где и когда выступать. Лишь за последние полгода уже провел более 70 концертов, не считая выступлений на фестивалях. Но все это было бы невозможно без помощи старшего брата Андрея, моего концертного директора. Он заменяет многие неразворотливые бюджетные структуры, которые не очень стараются продвигать артистов.


— А почему вы позиционируете себя как уникального исполнителя — у нас на аккордеоне, кроме вас, никто не играет?


— Это классический инструмент. До сих пор никто из белорусов не выступал на международной эстраде с аккордеоном. Я первый попробовал. Меня хорошо знают профессионалы, а широкая слушательская аудитория только открывает. В ближайшее время, надеюсь, впервые выступлю на ТВ — в программе «Живой звук» Олега Титкова на «Ладе». Хотелось бы встретиться на «Звездном ринге» канала СТВ с теми, кто также играет на аккордеоне, и посоревноваться в мастерстве. Условие одно — живой звук!


— Вы откуда родом?


— Из Телехан. Знаете такое место?


— Конечно! Там делают лыжи. Вы, кстати, любите кататься?


— Не то слово! У нас есть Лысая гора. Говорят, на ней захоронено тело хана — отсюда и название поселка. К слову, большая часть лыж, произведенных в Телеханах, сломана именно там. Шутка. Кроме лыж, серьезно увлекался футболом. Кстати, не зря. Артисту полезно заниматься спортом. Два отделения по 45 минут простоять с аккордеоном в руках непросто. Когда меня отдали в музыкальную школу, я еще долго выбирал между спортом и музыкой. Ходил в футбольную секцию, выступал за район и область. Из школы чуть было не исключили за прогулы. Родители меня отводили на уроки, а в портфеле уже лежали бутсы, форма, и я убегал на стадион.


— Музыкой вас кто увлек?


— Моя крестная при панской Польше служила у знатного человека, была большой интеллектуалкой, воспитанной дамой, прививала мне культуру, великолепно пела. Мама также выступала в любительском хоре, который славился во всей округе. Старший брат Сергей играл на гитаре. А в 3 — 4–м классе я услышал профессионального баяниста — в Ивацевичах давал концерт Александр Пылик, лауреат фонда «Новые имена». Ему тогда было 14 лет, он во всех юношеских конкурсах брал первые призы. А через пару лет Пылик оставил музыку и ушел в спорт — футбольным судьей. Он вдохновил меня: я захотел стать таким же, как он, а то и лучше. Все во мне перевернулось после его концерта: с тех пор каждый день до часу–двух ночи я сидел с аккордеоном в обнимку. И понял, что на этом инструменте можно творить чудеса — играть и Баха, и народный репертуар.


— А когда вас на эстраду потянуло?


— Уже к 12 годам я осознал, что музыка станет моей профессией. Затем поступил в Барановичское музыкальное училище. В 2000 году участвовал сразу в трех международных конкурсах — в Череповце, Кишиневе и Москве.


— Рисковали стать вечным конкурсантом, как многие артисты!


— Да, для некоторых это превращается в болезнь. Но мой первый конкурс был международным. Я сразу взял нужную высоту.


— Знаете ли, Череповец не Нью–Йорк!


— Но русская школа игры на аккордеоне одна из сильнейших. В Череповце как раз проходил «профильный» конкурс, знаковый для тех, кто играет на клавишных инструментах. С таких состязаний все начинается.


— Кто ваш слушатель?


— На одном из концертов я получил записку: «После вашей игры у меня нормализовалось артериальное давление». Трогательно! И подобные признания мне приходится слышать нередко. Меня зовут в Гродно, Гомель, Петербург, Мурманск, на Сахалин, в Бонн... Собираюсь с гастрольным туром объездить 50 городов нашей страны уже этой осенью, а потом отправлюсь в Россию и Украину.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter