Грани личности и гражданское сознание на выставке Светланы Жигимонт

«Человеческий фактор»

Выставка Светланы Жигимонт открылась во Дворце искусства

Эту выставку мы ждали долго. Звонили в редакцию неравнодушные читатели с вопросом «Ну когда же?», понемногу рождалась концепция, сохли на мольбертах в мастерской художницы новые работы… И вот наконец‑то все они разместились на стенах в одном из залов Дворца искусства: выставка «Человеческий фактор» Светланы Жигимонт с сегодняшнего дня официально объявляется открытой и ждет посетителей. Ответственно заявляем: будет очень интересно.


Экспозиция компактная, всего 22 работы, художница могла бы ее существенно расширить, в ее личных фондах много, например, прекрасных натюрмортов, но… главными героями выставки стали люди, их светлая и темная стороны. Собственно, именно на эти две стороны четко и ясно разделяется экспозиция. И в первой части выставки мы видим с любовью выписанные портреты близких и друзей, крещение младенца, православного батюшку, опекающего многочисленных бездомных котов, — словом, жизнь во всех ее проявлениях. На темной стороне нас встречает все самое болезненное, трудное, страшное: и знаменитый «Женский марш», и картина «9 августа», и нашумевший «Праздник вышиванки», посвященный погибшим детям Донбасса.

Разделяет темную и светлую стороны новое произведение — «Триптих», серия из трех картин, олицетворяющая противоборство светлого и темного, сил добра и зла.
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Иисус Христос, Нагорная проповедь. Мудрость, которую, как ни старались, до сих пор не сумели оспорить. В «Триптихе» она выражена наглядно. Центральная картина — портрет Президента Александра Лукашенко на фоне отчасти символической, но в целом вполне реальной Беларуси.
— «Триптих» посвящен событиям 2020 года и нынешним. Главный герой — Президент Беларуси, я изобразила его опирающимся на крепкий, мощный дуб, прорастающий корнями в белорусскую землю, — раскрывает свой замысел Светлана Жигимонт. — Это олицетворение и наших традиций, и характера героя, его сильной личности. Фон, дальний план — метафора, которая рассказывает нашу историю: как мы жили и живем. Здесь и город, и деревня, и тракторы, и пасущиеся коровы, и церковь… Сельчане работают, дети играют, и всем им светит солнце. Земли на этой картине больше, чем неба, поскольку Александр Григорьевич именно к земле тяготеет, он не витает в облаках.


А вот два боковых холста — это условный «подземный мир», адское пекло. И здесь художница изобразила персонажей из числа беглых экстремистов. Силы зла, пытающиеся своими черными помыслами навредить нашему светлому, солнечному миру. Это антиподы главного героя, в каком‑то смысле все они — бесы.
Выставка Светланы Жигимонт — не только художественное, но и гражданское высказывание, резкое и бескомпромиссное.
В этих изображениях действительно много гротеска, но автор не рисовала карикатур — скорее, некоторых персонажей она даже чуть приукрасила, на холсте они куда симпатичнее, чем в натуральном виде.

— В 2020 году мы все, и я в том числе, насмотрелись на оскорбительные изображения, унижающие нашего Президента. Мне было так обидно! — не скрывает эмоций художница. — Не люблю такую несправедливость, поэтому беглую оппозицию изобразила с удовольствием. Но никого нарочно не портила и не уродовала. Все они ровно такие, как на фотографиях и видео.

От иронии к страшному: завершается экспозиция картинами, посвященными событиям в Украине. В них — прошлое Украины и то будущее, которое готовили для Беларуси. Наглядно, без прикрас, без замалчивания. Да и в целом выставка Светланы Жигимонт — это не только художественное, но и гражданское высказывание, резкое и бескомпромиссное.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter