Частный случай

На улице Калинина в Гомеле расположился Гомельский электромеханический завод Белорусской железной дороги. Внешне здание разделено цветом. Что выкрашено деловым серым — то занято заводчанами. Что розовым — одним из арендаторов. Однако деление между ними не только цветовое. Но и принципиальное...

На улице Калинина в Гомеле расположился Гомельский электромеханический завод Белорусской железной дороги. Внешне здание разделено цветом. Что выкрашено деловым серым — то занято заводчанами. Что розовым — одним из арендаторов. Однако деление между ними не только цветовое. Но и принципиальное.


Несколько лет назад Дмитрий Кунин начинал, как и многие, с «купи — продай». Окончив заочно Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации, открыл на рынке точку по продаже минеральной воды. Заработал деньги и развернул оптовую торговлю. А когда почувствовал силы, решил переключиться на более серьезные проекты. Так в его биографии — уже директора частного предприятия «Карольди» — появилась... рабочая столовая, которую электромеханический завод сдавал в аренду.


Раньше столовая принадлежала системе рабочего снабжения БелЖД, которая и организовывала питание заводчан. Однако когда встал вопрос об арендной плате (до того пользовались площадями бесплатно), то снабженцы объект оставили. Около года столовая пустовала. Пока не появился Кунин с предложением не только вернуть обеды коллективу, но и вдохнуть в здание новую жизнь, приносящую доход ему, а заводу — арендную плату плюс компенсацию расходов на содержание бездействующих помещений. Договор заключили 30 декабря 2005 года.


— Но со временем мы поняли, что без нормального ремонта здесь не обойтись и только рабочими обедами дело не наладить, — рассказывает Дмитрий Кунин о своих открытиях. — Я обратился с предложением к руководству завода: возьмем кредит, проведем ремонтные работы, а предприятие частично компенсирует наши расходы за счет арендной платы.


Предприниматель заверяет, что тогда нашел понимание у заводского руководства. Потому и начал ремонт, а за это время предприятие, с его слов, намеревалось утвердить в вышестоящих инстанциях дополнительное соглашение о проведении взаимозачета. Инвестировал, уточняет, около 300 миллионов рублей. Я видела результат: облагороженное крыльцо, плитка на полах, гипсокартонные стены и потолки в залах, расширенный санузел...


— Правда, я тогда ошибку допустил, — признается коммерсант. — Пригласил строительную организацию, спросил, нужен ли проект на такой ремонт и согласование. Профессионалы ответили, что нет. Потом выяснилось — нужен. Позже все было узаконено как положено.


Но соглашение о взаимозачете так и не было подписано. Кунин пошел по инстанциям: вложил кредитные средства, обновил помещения, создал рабочие места, а теперь — как? За два последних года его история стала достоянием городских и областных служб, Белорусской железной дороги, Министерства транспорта и коммуникаций, Совета Министров... На высоком уровне этому спору посвятили несколько совещаний, дав поручение БелЖД проработать возможности зачета. Пока не получается...


Кунин, однако, верит в лучшее — кредиты как–то надо возвращать. При этом аренду платить перестал, задолжал за ряд услуг, обеды для рабочих упразднил — «мало людей ходило», так объясняет.


— Мы нормально работали, — считает предприниматель. — За эти 4 года оборот заведения превысил 3 миллиарда рублей. Планировали на развитие дополнительно пустить еще 150 миллионов рублей, чтобы открыть ночной клуб.


Все планы владельца кафе–закусочной «Карольди» на электромеханическом заводе воспринимают спокойно. Однако к себе их не относят.


— Первое — наши рабочие, под 250 человек, остались без питания, хотя договор аренды это предусматривал, — перечисляет свои претензии директор завода Сергей Скрежендевский. — Второе — улучшения в помещениях были выполнены арендатором без проектной и разрешительной документации и без письменного согласия завода. А нарушения владельцем кафе противопожарных, санитарных норм, обязательств по арендной плате, коммунальным платежам вынудили расторгнуть с ним договор аренды в судебном порядке. Это уже состоялось.


Руководитель завода проблемы бизнеса понять готов, но не готов помогать его развитию за счет предприятия. Говорит, почему завод должен ежемесячно перечислять за «Карольди» 50 процентов аренды в бюджет, оплачивать услуги и ждать месяцами, когда арендатор их возместит? А размер его долга, по данным завода, достиг почти 50 миллионов рублей. После затяжного конфликта на заводе пришли к решению: вернуть столовую, организовать в ней питание, а свободные помещения переоборудовать под тренажерный и актовый залы.


Не берусь предсказать, чем дело закончится. Совершенно очевидно, что предприниматель из этого конфликта извлек уроки. Начинай Кунин сейчас, крепко подковался бы юридически, прежде чем что–то делать. А завод, на мой взгляд, выиграл, если оставить за кадром многолетнюю переписку и судебные тяжбы. Во всяком случае, пришло понимание, что сам способен «оживить» пустующие этажи с пользой для людей.


Комментарий


Марина Кривунь, заместитель председателя комитета экономики Гомельского облисполкома:


— Начинающий малый бизнес, как правило, не может позволить себе приобретение недвижимости и пользуется арендованными площадями. Раньше — до выхода Указа № 518 «О некоторых вопросах аренды...», действующего с этого года, — проблемы в арендных отношениях возникали. Однако сегодня этим документом все нюансы четко прописаны. К сожалению, ситуация, о которой идет речь, зародилась раньше. И в нынешней стадии ее нужно разрешать только через суд.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter