Чаще ловите рыбку

О доброжелательности

Мое время учебы в средней школе выпало на конец советской эпохи. Школа наша еще носила имя Ленина, но дух в ней царил примерно тот же, что в программе Познера и Донахью. Не припомню, чтобы когда–либо учителя воспитывали в нас ненависть или, наоборот, преклонение перед Западом. Но всех однозначно настраивали на то, что знать английский язык — это правило хорошего тона, а побывать в Америке нужно обязательно, потому что это другой мир. И там есть чему поучиться. Самым необычным обычаем заокеанской жизни нам преподносилась привычка всем и всюду улыбаться.


Сперва об этом рассказал преподаватель, а вскоре приехали и настоящие американцы — учителя со школьниками. Отчего–то они вправду все время радовались и блестели белыми зубами.


Впрочем, иностранцы говорят, что нация наша самая гостеприимная и доброжелательная. В деревне, мол, если с человеком разговоришься, он тебе отдаст последнее — накормит, напоит, в узелок завяжет хлеба с салом на дорогу. А я думаю, если это и так, то все равно — дело в другом. Просто скучно на селе жить: каждый день одно и то же — поле вскопать, бульбу собрать, корову подоить. Поэтому и человеку издалека здесь всегда рады: поделиться заботами, услышать, что творится в мире.


Это только кажется, что интернет и мобильная связь пришли в каждый дом и все с утра в курсе последних событий где–нибудь в Китае. Иллюзия сия велика! Недавно в редакцию позвонил парень из Светлогорска и спросил о подробностях одной истории, которую я описывал в статье. Я чуть не выпалил со столичным апломбом: «Да посмотрите в интернете!» А потом все же решил пообщаться с читателем, как говорится, по душам, рассказать все известные мне детали. Я чувствовал, как по ту сторону трубки неизвестный мне человек искренне радуется, улыбается. В финале общения мне показалось все же нелишним добавить: «А в интернете посмотрите — там еще много чего об этом пишут». Собеседник с сожалением признался: «У меня нет интернета».


Вспомните, однако, как вы общаетесь в интернете. На форумах, блогах и в «аське» выразить эмоции помогают смайлики, и мы охотно пользуемся этими искусственными «улыбочками». А вот в реальной жизни более уместными считаем сдержанность и даже угрюмость. То ли это средство самозащиты, то ли рефлекс. Но рефлекс чего?


По телевидению кто–нибудь вроде Задорнова обязательно высмеет американцев за то, что они якобы искусственно выражают свои чувства. Ну, естественно, речь идет об улыбках. Тем не менее даже в интернете блоггеры призывают друг друга: больше позитива! Однако мы как–то больше привыкли ругать друг друга, злобствовать. Как же это глупо — злобствовать!


Куда лучше улыбаться. Тем более что наше восприятие реальности во многом зависит не от того, что происходит в реальности, а от того, как мы к этому относимся. Так, можно все время скулить о том, как плохо в стране постсоветской жить, как все не так и не этак. А со стороны будут по-прежнему завидовать: «Какие у вас чистые улицы!» А мы ходим по этим идеальным мостовым и мрачно смотрим на асфальт вместо того, чтобы изобразить на лице «смайлик».


В последнее время в некоторых торговых сетях сотрудников специально обучают и заставляют быть супервежливыми с клиентами. На днях столкнулся с результатом такой обработки персонала. Продавец, предлагая в магазине мобильной связи телефон, разговаривала, изображая якобы искреннюю улыбку. Ту самую задорновско–американскую. Я также улыбнулся девушке и, не купив ничего, расстался с ней как будто лучшими друзьями.


А выйдя на улицу, призадумался: кто кого хотел обмануть? Я ничего не собирался покупать, но абсолютно искренне ей улыбался. А она «делала свою работу», реально надеясь «поймать рыбку». Но главное — все остались довольны. Уверен: кто–то следующий, кроме того, что обязательно купится на улыбку, еще что–нибудь да и приобретет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter