C архитектурным уклоном

Строительный бум породил дефицит проектировщиков

Строительный бум породил дефицит проектировщиков


Еще лет 5 назад в проектных организациях страны царила умиротворенность. Затишье в кабинетах, отсутствие крупных заказов... Все изменил строительный бум, охвативший страну. На проектировщиков обрушился небывалый объем работы, к которому они оказались не готовы. Особенно обострилась проблема в провинции, где изначально меньше проектных организаций и скуднее кадровый потенциал. Один штрих: первая на Гомельщине мини–ТЭЦ в Петриковском районе, к строительству которой планировали приступить год назад, запаздывает в сроках из–за того, что в области не оказалось специалистов, способных в чертежах воплотить новый для страны пилотный проект. Спустя некоторое время профессионалов нашли, но — в Минске. А проблема между тем из эпизодической переросла в постоянную.


...На столе у председателя Гомельского горисполкома Александра Беляева — генеральный план развития областного центра до 2020 года, утвержденный всего 5 лет назад. Кто бы мог подумать, что за столь короткое время документ отстанет от жизни:


— Надо корректировать, — признает насущную необходимость Беляев. — В 2003 году никто не мог предположить нынешних масштабов жилищного строительства. В городе около 45 тысяч нуждающихся в жилье. Площадки, отведенные под новостройки, практически освоены. Для выполнения планов по жилью необходимо занимать еще две тысячи гектаров. Решили включить в черту Гомеля пригородные деревни — Березки, Поколюбичи, Романовичи, Маяк.


Разработчик генплана — минский институт «БелНИИПградостроительства» при всей своей загруженности хоть и не мгновенно, но внесет концептуальные корректировки. Куда острее вопрос по детальной проработке документа, которую должны осуществить местные архитекторы. Потянут ли?


— Если с жильем процесс отлажен, то проектирование транспортной инфраструктуры, социально–культурных объектов наши институты могут и не переварить, — Александр Беляев реально смотрит на вещи. — Срочно надо увеличивать их мощности. К сожалению, в этом деле мы опоздали на несколько лет. Проблема — в кадрах и технологиях. Плюс ко всему отдельные руководители не очень–то и стремятся к расширению. Их все устраивает: заказов много, зарплата растет.


...В одном из ведущих государственных институтов города — «Гомельгражданпроекте» — работы сегодня действительно невпроворот. Это единственное учреждение в областном центре, которое, помимо обилия государственных заказов на жилье и соцкультбыт, ведет еще и проектирование дорог.


— Сейчас работаем только на выполнение государственной программы строительства, от других заказов отказываемся, — не скрывает директор Анатолий Чистик. — Стараемся максимально сокращать сроки проектирования. Если на объект отпущено 9 месяцев, то мы укладываемся в 6. Однако очень много времени уходит на согласования — порой до полугода. С увеличением мощностей института тоже не все просто. Хорошие проектанты на улице не стоят — разобраны все до единого. Пополняемся за счет молодежи: только в этом году взяли 50 выпускников вузов. Но им еще надо лет пять, чтобы стать полноценными специалистами. Да и стены института не безразмерные. Нужны помещения, чтобы люди могли нормально работать.


О просторных кабинетах сейчас мечтают и в ОАО «Гомельжилпроект». За 5 лет со 100 человек организация выросла до 160. И работники все еще нужны. Поэтому и надумали строить второй офис в четыре этажа: на это понадобится не меньше трех лет. А вот ОАО «Гомельпроект» проблему тесноты решило не откладывая — взяло в аренду помещения:


— Платим по 6 долларов за квадратный метр, — считает расходы директор Александр Тишкевич. — Недешево, но это пока единственный вариант, который позволяет откликаться на заказы города и области.


Впрочем, «среда обитания» — не самая болезненная проблема проектных организаций. Кадровый вопрос — намного серьезнее.


В Белорусском государственном университете транспорта во время ежегодного распределения «расхватывают» не только 18 архитекторов–бюджетников, но и 50 «платников», у которых свободное трудоустройство. Число последних, к слову, растет второй год подряд. Родители выпускников школ чувствуют, куда стоит вкладывать деньги. В вузе уже занялись открытием новой кафедры — архитектурного дизайна. Здесь не опасаются, что ажиотажный спрос на проектировщиков со временем упадет. В одном из кабинетов мне красноречиво указали на окно, «смотрящее» в сторону России. Мол, насытим специалистами свой рынок труда — отправимся к соседям. Там сегодня тоже острый дефицит профессионалов строительной отрасли. А пока работы хватает и дома — только успевай.


Звонок в тему


Условная задача — строительство скромного кафе в пригороде. Набираю телефон одного уважаемого института, который еще 5 лет назад брался за такую работу:


— Нет, мелкими заказами не занимаемся.


Набираю номер другого — еще более уважаемого:


— Обратитесь к коллегам, которые специализируются на торговых объектах, — советуют там, ссылаясь на перегрузку.


По указанному адресу не отказывают. Но сначала направляют по другим — отвод земли, согласования со службами, а уж потом к ним. 3 — 5 месяцев — и проект будет готов.


— А что же так долго?


— Такова технология проектирования.


Компетентно


Валентина Назарук, начальник главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства:


— К сожалению, в начале 90–х проектные организации растеряли и кадровый, и материально–технический потенциал. Сейчас его необходимо восстанавливать. На сентябрьском совещании у Премьер–министра были озвучены наиболее актуальные проблемы. Чтобы их решить, действовать необходимо в разных направлениях. Во–первых, подготовка и переподготовка дефицитных специалистов. Во–вторых, воссоздание проектных институтов при других ведомствах, которые были в свое время упразднены. В–третьих, решение вопроса дефицита площадей — через отмену арендной платы или предоставление дополнительных помещений. В–четвертых, внедрение новых технологий.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter